Жаңыл Жусупжан: Если люди в самом Узбекистане не понимают всей тяжести трагедии Арала, что говорить об остальных?

Творческую «эстафету» в рамках продолжающейся виртуальной экспертной дискуссии на проекте «Центральная Евразия» принимает режиссер из дружественного Кыргызстана  Жаңыл Жусупжан.

 Владимир Парамонов (Узбекистан), руководитель аналитической группы «Центральная Евразия», www.ceasia.org: Жаңыл, какие основные проблемы на пути развития стран Центральной Азии (ЦА) и взаимоотношений между ними Вы бы обозначили?

Жаңыл Жусупжан (Кыргызстан), режиссер и фотограф: Мои поездки по Узбекистану открывают глаза на то, что возможно ждет мой цветущий уже в самом скором будущем. Я говорю об изменении климата, которое продвигается быстрее, чем мы могли бы ожидать. И это уже не то что на пороге, а уже переступило порог и топчется в центре квартиры!

В августе, когда была в родной Нарынской области в Кыргызстане, двоюродной брат жаловался, что высохло озеро на высокогорном пастбище Ак-Сай. Да и сам Нарын, могучие потоки которого когда-то достигали само озеро Арал, показался каким-то чахлым. А в Бишкеке, где горы и красота их ледников, зимой и летом отсвечивающихся на солнце, казались данностью на веки веков, теперь белели негустыми полосками жалких остатков этих самых некогда могучих ледников.

В свою очередь Узбекистан поражает контрастами, которые нам, горным и бедным (не в обиду будь сказано) народам незнакомо. Благоухающие сады посреди пустынь, бесконечные ряды новых жилых домов вдоль новых автострад, самые обыкновенные женщины, мужчины и дети, которые на туристических автобусах посещают великолепный Самарканд и древнюю Хиву. И для контраста: почти высохший Арал, саксаулы на песку, на котором как звезды белеют миллиарды ракушек, соляные бури, бывший порт Мойнак, где сегодня вода подается на два-три часа в день …

Когда возвращались с Арала, в селе недалеко от Бухары были в гостях у семьи дехкан. Они выращивали много чего, но в основном рис. Через каналы вода щедро растекалась вдоль и поперек полей, которые как чаши была заполнены водой. Ведь рис «пьет» много воды. Хозяева на дасторхан поставили подносы с виноградом, сорванного со двора, плов был изготовлен из своего риса, сын пел и играл на дутаре … В общем эта счастливая многодетная семья гордых дехкан с сияющими лицами нас бесконечно радовала.

Но перед моими глазами вставала худосочная женщина Арала, которую мы встретили на недавнем фестивале «Стихия» в Мойнаке (где я была в составе независимой съемочной группы): «зарплаты моей не хватает на жизнь. Мы не можем позволить купить даже рис. тоже нет». Каракалпак без рыбы все равно, что кыргыз без мяса или узбек без того же риса. Я не могла обвинить жителей оазиса в Бухаре в том, что Арал высох, или в том что пыль и соляные бури Арала «помогают» исчезновению ледников в моем Кыргызстане: ведь они не могут отвечать за советскую политику или за систему, когда растрата воды в полях зашкаливает.

Тем не менее, я не могла не сказать им, что на Арале, куда из-за рисовых и хлопковых плантаций Бухары и других созданных руками человека оазисов вода не попадает, практически нет, земля покрыта ядовитой солью, такие чахлые, что еле на ногах стоят, а жители жалуются на болезни. Меня поразил их ответ. В один голос члены этой большой бухарской семьи стали утверждать, что рис и хлопок не причина высыхания Арала. «А в чем же причина?» — в изумлении спросила я. «Арал сам исчез, причем в один день» — в один голос они ответили. «Неужели?!» —  воскликнула я. «Да, да, так взял и исчез» опять хором отвечали милые бухарцы: «нам так сказали».

Если люди в самом Узбекистане не понимают всей тяжести трагедии Арала, что говорить об остальных? Но незнание не облегчает нашу вину … Проблема воды в Центральной Азии многогранна, соответственно пути решения должны быть разнообразными. И судя по всему, в этой ставшей мне любимой стране, уже происходят большие перемены. Так, по решению властей посевы риса сократятся чуть ли на половину. Значит, бухарская семья, в гостях у которых мы были, скорее всего начнет выращивать маш, фасоль и другие нетребовательные к воде культуры.

А в Мойнаке уже ходят слухи, что «скоро озеро опять заполнится», так как новый президент якобы договорился о том, чтобы воду из Сарезского озера в Таджикистане перебросить в Арал.

В.Парамонов: и что Вы предлагаете в связи со сказанным?

Ж.Жусупжан: В данный момент я бы хотела сделать акцент на одно из возможных решений проблемы воды. По-моему — очень важной, и с точки зрения решения задачи, и с точки зрения морали. Нам нужно просвещаться. Фестиваль «Стихия», в работе которого я приняла участие, в этом плане был неожиданный и героический шаг со стороны властей и международного общества. Ведь тема Арала изначально, а это почти 60 лет (!), была закрытой темой. Этот фестиваль дает надежду, что водной гласности все-таки быть!

Но это только начало. Предстоит огромная работа по просвещению вопросов экономии воды, причем начиная с детских садов и заканчивая всеми структурами, так или иначе связанными с водой. И не только в Узбекистане, а повсюду, в том числе в Кыргызстане, который с наряду с Таджикистаном «владеет» 70% воды в Центральной Азии.

Проблематику воды нужно ввести в программы обучения на всех этапах образования. Более того, следует запустить программы по просвещению всего общества: через СМИ, в том числе используя интернет ресурсы. Уверена, что международные и неправительственные организации сыграют в этом процессе большую роль. И каждый из нас тоже может внести свой посильный вклад в экономию воды и вообще в процесс защиты ресурсов Земли, которая дает все, что нам необходимо.

Начать же следует с самого простого: закрывать кран, когда чистим зубы, принимать душ на короткое время, а если кран течет, то следует его исправить как можно скорее, реже покупать вещи, а старые использовать дольше и т.д. Ведь недаром говорится в кыргызской народной поговорке: «если дружно взяться за дело, то и гору можно свернуть», а в нашем случае — озеро на место вернуть («көп түкүрсө көл болот» ).

В.Парамонов: спасибо! Мне представляется, что все четко и понятно. Думаю, что можно было бы выделить водную тематику в отдельное направление продолжающейся дискуссии. Приглашаю высказаться по поднятым вопросам всех желающих экспертов из стран ЦА.

Примечания: виртуальная экспертная дискуссия организована и осуществляется при информационной поддержке Международного информационного агентства «Фергана», https://www.fergana.agency  (Россия), Делового издания «Курсив», https://kursiv.kz (Казахстан), Казахстанской республиканской общественно-политической ежедневной газеты «Экспресс К», https://express-k.kz (Казахстан), Информационного агентства K-News, www.knews.kg (Кыргызстан), Аналитического ресурса «Регион», www.region.kg (Кыргызстан), Информационного агентства «Авеста», http://avesta.tj (Таджикистан), Агентства новостей «Подробно», https://podrobno.uz (Узбекистан), Информационного медиа-портала «Новости Узбекистана», www.nuz.uz (Узбекистан), Региональной аналитической сети Центральной Азии (Central Asian Analytical Network, CAAN), www.caa-network.org  (США). К участию в дискуссии приглашаются все заинтересованные эксперты и аналитики, общественные деятели, представители культуры и искусства — граждане пяти стран Центральной Азии (Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана). Экспертные ответы на обсуждаемые в ходе дискуссии вопросы, в том числе критические комментарии тех или иных оценок, можно присылать по следующему электронному адресу: ceasiapost@gmail.com. К информационному сопровождению дискуссии — популяризации и распространению экспертных оценок приглашаются все заинтересованные СМИ. Информация о ходе дискуссии также доступна на телеграмм-канале @ceasiaru и странице проекта на Facebook, www.facebook.com/ceasia.ru.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться