Заседание фракции CДПК 14 декабря по отзыву Асель Кодурановой с должности заместителя торага Жогорку Кенеша проведено с грубыми нарушениями регламента и Положения о парламентской фракции социал-демократов, сообщает секретариат политобъединения.
Коллеги по фракции обвинили вице-спикера в якобы нарушении регламента, что не соответствует действительности. Поскольку, согласно пункту 13 части 1 статьи 78 регламента председательствующий на заседании Жогорку Кенеша обязан поставить на голосование предложение депутатов о включении или снятии вопроса с повестки дня заседания.
Напомним, 12 декабря по предложению депутата от фракции «Республика – Ата Журт» Максата Сабирова вице-спикер Асель Кодуранова включила в повестку дня заслушивание информации правоохранительных органов по вопросам уголовного преследования экс-депутата Жогорку Кенеша, кандидата в президенты КР Омурбека Бабанова.
Действия вице-спикера Асель Кодурановой говорят о том, что она руководствовалась законом о регламенте Жогорку Кенеша и никаких нарушений законодательства не допустила.
Напротив, последовавшие затем вышеуказанные недобросовестные действия депутата Исы Омуркулова привели к незаконному политически мотивированному решению фракции СДПК об отзыве Асель Кодурановой с должности заместителя торага Жогорку Кенеша. При рассмотрении вопроса допущен целый ряд существенных нарушений законодательства.
- Заседание фракции внезапно созвано на 14.00 14 декабря. При этом на заседании присутствовали лишь 14 депутатов. Для кворума необходимо присутствие более половины членов фракции – 19 депутатов. Согласно 3.1.2 пункта Положения о парламентской фракции CДПК, собрание фракции правомочно, если в его работе участвует более половины от общего числа членов фракции. В соответствии с частью 4 статьи 44 регламента формы и процедуры проведения заседаний фракций в вопросах кворума, утверждения повестки дня аналогичны процедуре проведения заседаний Жогорку Кенеша.
- Нарушено и другое требование регламента, согласно которому депутат вправе передать право голоса лидеру или депутату своей фракции, которые не могут получить более двух доверенностей одновременно согласно части 2 статьи 86 регламента. При этом, передача права голоса оформляется на депутатском бланке с указанием причины отсутствия, времени, на которое передается голос, а также с указанием того, как распорядиться голосом при голосовании согласно части 5 статьи 86 регламента. Но эти требования не соблюдены.
- Согласно части 7 статьи 43 регламента материалы по вопросам повестки дня заседаний предоставляются депутатам не позднее чем за 3 дня до заседания Жогорку Кенеша. Соответственно, повестка дня заседания фракции и материалы по вопросам повестки дня заседаний должно предоставляться депутатам не позднее чем за 3 дня до заседания фракции, до 11 декабря. То есть и здесь нарушение очевидное.
- Согласно 3.1.5 пункта Положения о парламентской фракции CДПК о месте и времени собрания члены фракции заранее уведомляются Секретариатом фракции. Однако многие депутаты фракции вовсе не были уведомлены о проводимом заседании.
Таким образом, решения фракции, принятые без соблюдения требований регламента и Положения о парламентской фракции CДПК, недействительны.
В соответствии с частью пунктом 2 части 1 статьи 29 регламента комитет Жогорку Кенеша рассматривает и дает заключения по вопросам избрания, дачи согласия на назначение, одобрение и освобождение от государственной должности, отнесенным к полномочиям Жогорку Кенеша. Согласно пункту 39 части 1 статьи 3 регламента избрание заместителей торага и их отзыв относится к полномочиям Жогорку Кенеша. Следовательно, вопрос отзыва заместителя торага должен рассматриваться предварительно соответствующим комитетом Жогорку Кенеша и только потом выноситься на рассмотрение палаты.