Экс-заместитель председателя Центрального банка Узбекистана Алишер Акмалов в прошлом месяце вышел на свободу и сейчас живет в своем доме в районе, известном среди ташкентцев под названием «Центр Луначарского шоссе». Об этом «Озодлику» сообщили несколько узбекских чиновников, видевших Акмалова и непосредственно информированных о его деле.
В марте 2018 года СМИ сообщили об аресте 57-летнего Алишера Акмалова, который на протяжении 25 лет работал куратором бывшей Службы национальной безопасности (ныне Служба государственной безопасности – Ред.) в Центральном банке Узбекистана. Акмалов осуществлял надзор над банковской системой страны.
Его видели в махалле…
Как говорит собеседник из Ташкента, сообщивший «Озодлику» об освобождении Алишера Акмалова, накануне Нового года он лично видел Акмалова в махалле.
– «Король конвертации» снова на свободе. Он был человеком конторы, его арестовали по делу Туракулова (Нодир) и Хаёта (Шарифходжаева – оба бывшие высокопоставленные сотрудники узбекских спецслужб – Ред.). Говорят, что он заплатил как минимум 200 миллионов долларов. Кроме того, он передал государству квартиру в Лондоне и особняк в Риге, чтобы возместить нанесенный ущерб. Он заплатил, но точную сумму назвать трудно, – сказал собеседник.
Информацию о том, что Алишер Акмалов был освобожден в декабре прошлого года, нашему радио подтвердил один из чиновников Центрального банка республики.
– Акмалов вернулся домой. Говорят, что якобы сам президент приказал выпустить его на свободу. А я вот думаю, не прикрывается ли он именем главы государства. Очень странно, что он вышел на свободу до завершения суда. По предположениям, Акмалова отпустили под залог в несколько сотен миллионов долларов. Однако трудно представить, что человек может иметь столько богатства, работая на скромную зарплату в Центральном банке, – сказал один из бывших коллег Алишера Акмалова, попросивший не разглашать его имени.
Скрытое следствие
Репортер «Озодлика» обратился в Генеральную прокуратуру Узбекистана с просьбой прокомментировать информацию об освобождении Алишера Акмалова спустя десять месяцев после его ареста. Однако в Генпрокуратуре отказались комментировать этот вопрос, сославшись на то, что «следствие по данному делу велось в закрытом порядке»
Между тем, источник нашего радио в правоохранительных органах республики, пожелавший остаться неизвестным, говорит, что, согласно, уголовно-процессуальному законодательству Узбекистана, в случае полного возмещения нанесенного государству ущерба, в отношении обвиняемого может быть избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу.
– Исходя из этого Алишера Акмалова могли перевести из СИЗО под домашний арест. Однако в данном случае речь не идет об освобождении его от уголовной ответственности. Данный вопрос будет решаться в суде. Дело уже передано в суд, – сказал наш источник.
Однако каким судом была изменена мера пресечения в отношении Алишера Акмалова, «Озодлику» пока неизвестно.
Начался ли суд в отношении Акмалова и какие обвинения ему предъявлены также остается неизвестным. По словам источников нашего радио, информированных о подробностях уголовного дела, возбужденного против экс-куратора спецслужб в Центральном банке республики, Алишеру Акмалову было предъявлено обвинение «в злоупотреблении служебными полномочиями».
Алишер Акмалов, который работал заместителем председателя Центрального банка Узбекистана с 1997 года по 13 февраля 2018 года, по словам источников «Озодлика», был арестован спустя чуть меньше месяца после снятия с занимаемой должности.
Источники говорили, что Алишер Акмалов был арестован в рамках уголовного дела, возбужденного против экс-генпрокурора Рашида Кадырова. Основанием для его ареста стали показания бывших высокопоставленных сотрудников спецслужб – Нодира Туракулова и Хаёта Шарифходжаева.
Победа СНБшников
Несколько банковских сотрудников в разговоре с «Озодликом» заявили, что Алишер Акмалов превратил банковско-финансовые структуры Узбекистана в механизм по отмыванию денег генералов узбекских спецслужб. По их словам, его освобождение разочаровало честных специалистов.
– Акмалов один из тех, кто нанес большой урон банковской системе Узбекистана. Очень многие его родственники до сих пор работают в этой системе. Они, естественно, были очень рады его освобождению. Но куда же подевалось обещание президента о том, что он очистит все сферы от «воров и крыс»? Получается, что кто-то может украсть у государства миллиарда, а потом вернуть ему несколько сотен миллионов, и спокойно жить дальше?, – возмущается в разговоре с нашим репортером сотрудник одного из узбекских банков.
Некоторые наши собеседники говорят, что Алишер Акмалов был человеком из близкого окружения экс-председателя бывшей Службы национальной безопасности (СНБ), генерала Рустама Иноятова, а его освобождение означает, что Иноятов и его родственники до сих пор имеют реальную возможность влиять на решения президента.
– И его хозяин Иноятов, и его сватья Саидова работают советниками президента, – сказал один из бывших коллег Алишера Акмалова.
Напомним, что спустя два месяца после ареста Алишера Акмалова, в мае 2018 года его младший брат Кахрамон Акмалов был освобожден от должности заместителя премьер-министра – руководителя правительственного комплекса по вопросам образования, здравоохранения, экологии, охраны окружающей среды, физической культуры и спорта.