И станут ли «виртуальные» новости орудием манипуляции?
Общество становится нечувствительным к новостям. Даже трагические события, сообщениями о которых СМИ обстреливают нас каждый день, не всегда способны привлечь внимание аудитории. Джеймс Бидуэлл, генеральный директор компании Springwise, агрегатора открытий и интересных разработок, уверен, что традиционные новостные издания будут вытеснены журналистикой в формате виртуальной реальности. Как сообщает «Идеономика«, о разработках в этой области и об опасностях, с которыми может столкнуться рядовой зритель, он рассказал в книге «Это прорыв!».
Чтобы снова научиться сопереживать, слушая новости, и захотеть что-то менять, нужно посмотреть на мир глазами жертв трагедий. Медиакомпания Emblematic Group использует симулятор виртуальной реальности, чтобы перенести своих читателей в самый центр важных новостей.
Платформа создана, чтобы помочь людям прочувствовать, каково это — оказаться лицом к лицу с катастрофой, природной или вызванной человеческой деятельностью. Генеральный директор компании бывшая журналистка Нонни де ла Пенья считает, что эта идея обрисовывает новые горизонты журналистики: «Лишь когда я начала работать с виртуальной реальностью, я увидела, что люди стали действительно живо реагировать на новости».
Команда создает небольшие виртуальные среды, подключаясь к которым пользователи попадают прямо в эпицентр истории и даже могут передвигаться в воссозданном пространстве. Пользователь, оказавшийся в гуще драматических событий, намного яснее осознает проблемы общества — в этом смысле виртуальная реальность эффективнее, чем видео и фотографии из реальной жизни.
Emblematic уже заключила договоры о сотрудничестве с владельцами газеты The New York Times, компанией Google и телеканалом AlJazeera America. В 2016 г. тандем Emblematic и проекта Frontline получил от фонда Knight Foundation грант на производство серии документальных фильмов, а также на распространение лучших примеров журналистики в виртуальной реальности.
Компания уже создала проект иммерсивной журналистики (называемой также журналистикой с погружением), в основу которого легла история подростка Трейвона Мартина, застреленного волонтером районного патруля. При работе над проектом использовались только настоящие звонки в службу 911, свидетельства очевидцев и архитектурные чертежи: создателям важно было точно воспроизвести реальную картину.
Однако есть риск, что в плохих руках эта технология будет использована безответственно. Как бы нам ни хотелось думать, что мы видим полноценную имитацию событий, найти совершенно объективную новостную службу или даже отдельную публикацию практически невозможно. Журналистика в виртуальной реальности находится где-то между демонстрацией реальных съемок и их реконструированием — а значит, существует определенная серая зона, которую можно недобросовестно использовать, вплетая в происходящее определенные предубеждения создателя. Пользователи полностью погружены в виртуальную реальность, а потому эмоционально уязвимы и еще больше открыты для манипуляций и ложной информации.
Информационная журналистика развивается, а потому мы как общество должны найти систему верификации новостей, чтобы СМИ, какую бы форму они ни приняли в будущем, остались свободными, открытыми и ответственными.
Существуют похожие проекты: например, Virtual Reality Cave позволяет поместить выздоравливающих от наркозависимости людей в виртуальную среду с большим количеством стимулов, позволяющую пациентам безопасно отрабатывать способы борьбы с искушениями. В будущем мы методом проб и ошибок, безусловно, раскроем потенциал технологии виртуальной реальности — как в тех областях, где она принесет пользу, так и в тех, где она способна навредить.