Пренебрежение проблемами в секторе образования в ЦА будет вести к политической дестабилизации — эксперт

Виртуальную дискуссию на проекте «Центральная Евразия» продолжает известный эксперт из Казахстана Анна Гусарова.

 Владимир Парамонов (Узбекистан), руководитель аналитической группы «Центральная Евразия», www.ceasia.org: какие основные проблемы на пути развития стран Центральной Азии (ЦА) и взаимоотношений между ними Вы бы обозначили?

 Анна Гусарова (Казахстан), директор Центральноазиатского института стратегических исследований: Центральноазиатский институт стратегических исследований подготовил два аналитических доклада —  «Основные вызовы безопасности» (Central Asia Top Security Concerns,  2017) и «Проблемы развития Центральной Азии» (Central Asia Lifelong Development Challenges, 2018). В этих докладах представлено мое и моих коллег, Светланы Дзардановой и Фархода Аминжонова, видение проблем на пути развития стран ЦА. Хотя эти проблемы артикулируются в меньшей степени, тем не менее, в долгосрочной перспективе они формируют наиболее серьезные вызовы. Так, среди этих проблем, на наш взгляд, необходимо особо выделить следующие: проблемы экологии и образования, радикализации, экстремизма и терроризма, а также проблемы энергетической безопасности. Постараюсь сказать о каждой из них очень и очень тезисно.

Первое: проблемы, влияющие на экологию. Ухудшение инфраструктуры в целом и, в частности, инфраструктуры общественного транспорта является широко распространенной проблемой в регионе. Увеличение численности частных транспортных средств привело к перегрузкам дорог, росту выбросов и загрязнению воздуха. Вместо ограничения использования частного транспорта, развития инфраструктуры и продвижения «зеленых» альтернатив таких как велосипеды, городские власти расширяют дороги, вырубая деревья и сокращая зеленые зоны. Вырубка лесов и зеленых насаждений в Кыргызстане и Узбекистане уже вызвала широкий общественный протест. Автобусный и троллейбусный виды транспорта не получают должного развития. Количество велосипедных дорожек минимальное, плохое состояние пешеходных тротуаров делает велосипедные поездки и ходьбу в городах практически невозможными из-за пыли, грязи и паров газа.

Более того, системы управления отходами в регионе не соответствуют международным стандартам, и в значительной степени «полагаются» на наземное захоронение на открытом воздухе, открытое сжигание и использование устаревшего оборудования для сбора и хранения практически без переработки. При этом пищевые отходы и упаковка продуктов составляют большую часть городского мусора. Сортировка и обработка отходов невелика и фрагментирована. Центральноазиатские города не дают никаких средств и стимулов для сортировки мусора: для этого пока нет  инфраструктуры в масштабах городов и стран.

Отдельные активисты и граждане, «дружественные» к окружающей среде, могут сортировать свои отходы, но затем эти отходы попадают в один и тот же контейнер. Мусорные свалки становятся все более непригодными к увеличивающемуся объему накопленных отходов. Это ведет к негативным последствиям в сфере общественного здравоохранения, вызывает загрязнение земли и воды. Для утилизации отходов не существует национальных стратегий. Отсутствуют исследования и надежные данные в открытом доступе, связанные с общественным здравоохранением, отраслями промышленности, а также загрязнением или управлением отходами.

Второе: проблемы в секторе образования. Образование сильно ценится в каждом центральноазиатском обществе, однако в основном из-за связанного с ним социального статуса, а вовсе не из-за приобретенных навыков и способностей. Дальнейшее пренебрежение существующими проблемами в секторе образования в ЦА неизбежно будет вести к политической дестабилизации.

Малообразованные представители общин легко восприимчивы к пропаганде, могут участвовать в этнических столкновениях, в частности на приграничных территориях, или привлекаться к участию в радикальных террористических группах. Кроме того, слабо контролируемое религиозное образование, получаемое в регионе или за рубежом, также вызывает озабоченность у правительств. Если сектор не будет должным образом управляться, разрыв и враждебность между различными группами общества будут только расти.

Третье: радикализация, экстремизм и терроризм. Эти вызовы безопасности отошли от чисто военных, и сегодня в большей степени «лежат» в плоскости социальной безопасности. Статистка по этим вопросам достаточно противоречива: приводятся различные данные по численности иностранных боевиков-выходцев из ЦА, фактическому числу осужденных за терроризм.

К тому же центральноазиатские общества радикализируются разными темпами, но имеют в основе достаточно унифицированные мотивы, которые выходят за пределы экономического благополучия. Ко всему прочему, термины «экстремизм» и «терроризм» в национальных законах очень расплывчаты. Это дает государственным органам достаточно широкие возможности по манипулированию и секьюритизации проблем.

В частности, свобода самовыражения в тех же социальных медиа заметно сужается, в результате чего отдельные граждане Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана обвиняются в разжигании розни, экстремизме и терроризме за «лайк», «репост» или «шэйр» в социальных сетях (Фейсбук, Твиттер, ВКонтакте и пр.).

На данном этапе в регионе отсутствуют крупные экстремистские или террористические группы, за исключением т.н. ИДУ, которые присягнули на верность т.н. ИГИЛ в Афганистане. Однако некоторые центральноазиатские страны, включая Казахстан, сталкиваются как с отдельными радикалами, так и целыми группами.

Более того, проблемы экстремизма и радикализации в ЦА рассматриваются, главным образом, в плоскости безопасности режимов власти. В результате все усилия, предпринимаемые государством, имеют «силовой» характер и наиболее активными органами в борьбе с религиозным экстремизмом являются службы национальной безопасности. И в этом отношении усилия властей по борьбе с терроризмом и экстремизмом не могут быть всеобъемлющими, поскольку работа ведется по принципу реакции на действия.

В частности, в Казахстане и Кыргызстане как официальный дискурс, так и оппозиция, как правило, больше сосредотачиваются на необходимости проведения образовательных кампаний. Однако, как показывают государственные программы, учебным инструментам уделяется очень мало внимания. В странах проводятся исследования по радикализации молодежи, но предпринимаемые усилия пока, в основном, сфокусированы на обеспечении трудоустройства и организации досуга.

Тем не менее, вопрос о корнях, происхождении экстремизма и  радикализма не получил должного исследования, освещения и понимания в регионе. Социально-экономические проблемы и отсутствие идентификации с национальным государством из-за низкого уровня жизни считаются основными причинами радикализации. В конечном счете эти проблемы, по сути, являются внутренними, доморощенными, и недостаточно связаны с международным ландшафтом распространения того же т.н. ИГИЛ. Последствия же радикализации в тюрьмах и процессы дерадикализации (реинтеграции) обретут особую актуальность в странах ЦА через некоторое время.

Радикальный ислам набирает силу в регионе. Эта тенденция еще более опасна, когда «наслаиваются» такие проблемы, как растущее социальное неравенство, нищета среди значительной части населения, коррупция, недовольство нарушением принципов справедливости и рост протестных настроений.

Например, в Казахстане наблюдается усиление религиозной напряженности в отдельных регионах страны. Существует также риск того, что перед страной встанет проблема нейтрализации потенциальной угрозы, порожденной его же собственным успехом в укреплении культурного и религиозного разнообразия казахстанской государственности.

В этой связи наибольшую озабоченность представляет слабость государственных институтов, социальная политика и возможность появления «несостоявшихся государств» в регионе. Социально-экономические проблемы, связанные с безработицей, и поиск себя в обществе, особенно в среде молодежи, будут способствовать увеличению масштабов маргинализации и появлению чувства отчуждения, что будет питать экстремизм и содействовать вербовке террористов.

Лидеры стран ЦА недооценивают опасность распространения религиозного экстремизма, что приводит к неспособности принять своевременные меры для противодействия росту его влияния.

Четвертое: проблемы обеспечения энергетической безопасности. Лидеры стран ЦА за последнее десятилетие стали уделять приоритетное внимание созданию независимых энергетических секторов и выходу на внешние энергетические рынки, игнорируя тем самым региональное энергетическое сотрудничество.

В то время, как правительства государств ЦА будут продолжать укреплять свои независимые энергетические сектора, энергетическая безопасность в краткосрочной и среднесрочной перспективе может быть обеспечена только в сочетании с региональной торговлей. Например, руководство Узбекистана уже создает новую энергетическую повестку дня, направленную на решение проблем эскалаций энергетической безопасности. Эта повестка не исключает и возможности внутрирегиональной торговли энергией/энергоресурсами в ЦА.

В свою очередь, вероятная эскалация проблем, связанных с водно-энергетическими ресурсами и отсутствием перспектив для развития крупных региональных проектов, также будет заставлять центральноазиатских лидеров серьезно рассмотреть возможность восстановления внутриотраслевой торговли в ЦА. Вероятнее всего, это должна быть полномасштабная интеграция энергетических секторов, но государства ЦА могут восстановить поставки энергии на денежной основе, подписав краткосрочные и ежегодно пролонгируемые контракты на использование энергетических ресурсов.

В.Парамонов: спасибо большое за столь подробное и нестандартное изложение проблем. В Ваших оценках уже заложены многие рекомендации по их решению. Тем не менее, что и какие меры Вы можете выделить отдельно, особо?

А.Гусарова: во-первых, лидерам и правительствам стран Центральной Азии следует уделять приоритетное внимание всем этим проблемам в их новой и глубокой постановке, активизировать региональное и международное сотрудничество.

Во-вторых, инвестиции в человеческий капитал имеют решающее значение как для экономического развития, так и для демократизации стран региона. Руководству государств ЦА следует уделять особое внимание неравенству в доступе к образованию и его качеству для различных социально-экономических групп, обеспечению универсального доступа к образованию, отмене детского труда и борьбе с коррупцией в системе образования. Одними из необходимых мер сегодня должны стать повышение заработной платы учителям, улучшение условий труда и обновление системы образования до современных международных стандартов. Это требует тесного сотрудничества со странами-партнерами и международными организациями, привлечения квалифицированных кадров.

В-третьих, за относительно короткий период времени государства региона должны будут выполнить множество задач по предотвращению растущей угрозы терроризма, религиозного экстремизма, повышению религиозной грамотности и светского образования.

Да, фактическое проявление вышеупомянутых угроз уже позволило государствам принять ряд законодательных, судебных, административных, следственных и оперативных мер для сведения к минимуму рисков и последствий, вызванных возникающими проблемами.

Тем не менее важно понять и то, что вопрос о насильственном экстремизме и терроризме объединяет все страны ЦА. Борьба с этими угрозами требует от государственных органов тесного сотрудничества во многих областях, включая либерализацию торговой и визовой политики, обмен информацией.

В-четвертых, для стран ЦА необходима диверсификация экономики, расширение частного сектора, привлечение иностранных инвестиций и использование возобновляемых источников энергии. Важно также углублять реформы в области исследований и образования, особенно в области высшего образования. Следует укреплять автономию высших образовательных учреждений и интегрировать сообщества стран ЦА в области науки, исследований. Укрепление региональных и трансрегиональных связей, а также активизация регионального и международного туризма помогут достичь целей развития в ЦА и упростить решение многих двусторонних и многосторонних вопросов.

В целом, важно понимать, что помимо ежедневных проблем и вызовов, решение данных вопросов в долгосрочной перспективе позволит обеспечить устойчивое развитие государств и обществ стран ЦА. Вместе с тем важно консолидировать усилия международных организаций и доноров, которые точечно пытаются решать более мелкие проблемы. В итоге, на наш взгляд, настал момент, когда крайне важно формировать стратегическое видение контуров развития стран и всего региона в среднесрочной и долгосрочной перспективе!

В.Парамонов: Анна, еще раз искренне благодарю Вас за интересный взгляд на существующие проблемы! Мне представляется, что в Вашем видении проблем уже заложены многие рекомендации по их решению. Особо радует то, что эти проблемы и рекомендации были сделаны на основании проведенных исследований, причем командных и междисциплинарных исследований. А такого рода исследования —  большая редкость. Прекрасно это понимаю, так как моя аналитическая группа «Центральная Евразия» уже более 15 лет занимается такого рода исследованиями. Это очень сложная задача, к сожалению, малопонимаемая нашими государствами! На мой взгляд, отношение стран ЦА к этой задаче формирует отдельный блок принципиально важных проблем как на пути развития государств региона, так и на пути их сотрудничества!

Также мне показалось, что самое главное в Ваших рекомендациях заложено в конце Вашего ответа: «Настал момент, когда крайне важно формировать стратегическое видение контуров развития стран и всего региона в среднесрочной и долгосрочной перспективе!»

В этой связи, возникает ряд закономерных вопросов:

— как и за счет чего формировать это стратегическое видение?

— какая работа должна быть проведена?

— кто должен финансировать данную работу?

Примечания: виртуальная экспертная дискуссия организована при информационной поддержке ряда ведущих региональных и международных СМИ, в том числе Делового издания «Курсив», https://kursiv.kz (Казахстан), Казахстанской республиканской общественно-политической ежедневной газеты «Экспресс К», https://express-k.kz (Казахстан), Информационного агентства K-News, www.knews.kg (Кыргызстан), Аналитического ресурса «Регион», www.region.kg (Кыргызстан), Информационного агентства «Авеста», http://avesta.tj (Таджикистан), Информационного медиа-портала «Новости Узбекистана», www.nuz.uz (Узбекистан), Региональной аналитической сети Центральной Азии (Central Asian Analytical Network, CAAN), www.caa-network.org  (США),  Информационно-аналитического центра Московского государственного университета, https://ia-centr.ru (Россия). К участию в дискуссии приглашаются все заинтересованные эксперты и аналитики, общественные деятели, представители культуры и искусства — граждане пяти стран Центральной Азии (Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана). Экспертные ответы на обсуждаемые в ходе дискуссии вопросы, в том числе критические комментарии тех или иных оценок, можно присылать по следующему электронному адресу: ceasiapost@gmail.com. К информационному сопровождению дискуссии — популяризации и распространению экспертных оценок приглашаются все заинтересованные СМИ. Информация о ходе дискуссии также доступна на телеграм-канале @ceasiaru и странице проекта на Facebook, www.facebook.com/ceasia.ru.

Поделиться