На заседании Жогорку Кенеша сегодня, 16 января, депутаты рассмотрели проект Закона «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «Об образовании» в первом чтении, инициированный группой депутатов парламента.
Как отметил один из инициаторов депутат Мирлан Жеенчороев, Конституцией КР гарантируется бесплатное обязательное основное общее образование, тогда как Законом «Об образовании» гарантируется общедоступность и бесплатность всех трех ступеней общего образования: начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Инициаторы считают, что отсутствие соответствующего уровня образования у части молодежи имеет негативные социально-экономические последствия. К примеру, ежегодно регистрируется около 980 преступлений, которые совершаются несовершеннолетними, и 1070 уголовных дел, где несовершеннолетние являются пострадавшими. В настоящее время 9754 детей не продолжили обучение после 9-класса. 15-16 летние подростки не имеют возможности трудоустроиться, так как оформление несовершеннолетних на работу невыгодно для предприятий в связи с имеющимися ограничениями в трудовом законодательстве.
В связи с этим, депутатами предлагаются внедрение норм бесплатного обязательного начального/среднего профессионального образования для лиц, получивших основное общее образование (5-9 классы). То есть после 9 класса дети должны продолжить обучение либо в школе (10-11 классы), либо ПТУ.
Согласно представленному заключению по предварительным расчетам, на затраты для внедрения норм обязательного среднего общего образования, начального или среднего профессионального образования из республиканского бюджета ежегодно дополнительно потребуется 757 млн сомов, из них на систему общеобразовательных организаций – 182 млн сомов, для организаций системы начального профессионального образования – 277 млн сомов и организаций системы среднего профессионального образования – 297 млн сомов. Однако, эти средства не заложены в республиканском бюджете на 2019 год. Предлагается нормы ввести с 1 сентября 2020 года.
Законопроект направлен на голосование в первом чтении.