Правозащитная организация Freedom House собрала в Вашингтоне экспертов для обсуждения темы глобализации авторитарной коррупции, сообщает «Голос Америки».
Проблема коррупции во многих странах, в том числе странах постсоветского пространства, остается достаточно острой. Авторитарные лидеры и олигархи при помощи установленных клептократических режимов продолжают способствовать укоренению коррупции и консолидации своей власти. Во многом этому содействует и Запад, несмотря на его борьбу с авторитарными клептократическими режимами и требования по проведению антикоррупционных реформ. Правозащитная организация Freedom House собрала в Вашингтоне экспертов и общественных активистов для обсуждения того, как Запад может остановить глобализацию авторитарной коррупции.
Нейт Шенккан (Nate Schenkkan), директор по специальным исследованиям Freedom House отметил, что, согласно исследованиям, около 10% мирового ВВП скрывается в оффшорных налоговых оазисах.
«Эти 10%, в свою очередь, распределяются неравномерно. Для России, стран Персидского залива и некоторых стран Латинской Америки доля спрятанных в оффшорах денежных средств может достигать 60% от ВВП этих стран. Около 50% спрятанных в оффшорах денежных средств принадлежит тем, чье состояние оценивается более чем в 50 млн долларов. Большая часть этого богатства приобретается в результате системной коррупции», — отметил Нейт Шенккан. По его словам, выведенные денежные средства, в основном, направляются на Запад и то, какое влияние это оказывает на сами западные общества и их борьбу с коррупцией, становится все более острым вопросом.
Чарльз Дэвидсон (Charles Davidson), издатель журнала The American Interest и бывший исполнительный директор инициативы «Проект «Клептократия»» Гудзоновского Института (Hudson Institute) отметил, что клептократия сегодняшнего дня не просто выходит за рамки простой коррупции, но и представляет собой «авторитаризм 21 века». По словам Чарльза Дэвидсона, если клептократию можно охарактеризовать как коррупционное правление меньшинства, то «авторитаризм 21 века» представляет собой модель, при которой украденные клептократами средства, преимущественно в авторитарных режимах, выводятся ими на Запад, который, в свою очередь, обеспечивает защиту этих денег. Тем самым, по мнению Чарльза Дэвидсона, Запад не просто делает авторитаризм 21 века возможным, но и поощряет его развитие.
«Мы, по сути, стимулируем авторитаризм, и это выходит за рамки простого предоставления услуг юристами или определенных элементов нашей финансовой индустрии. Предоставляя защиту активов, мы, фактически, стимулируем приход к власти неправильных людей», — считает Чарльз Дэвидсон.
«Но это не так трудно изменить – нам на Западе нужно это осознать и иметь политическую волю. И в первую очередь мы должны начать с изменений в нашем обществе», — добавил эксперт, по словам которого некоторых изменений можно ожидать достаточно скоро.
Так, одним из возможных изменений может стать ликвидация полной анонимности оффшорных компаний в США, которые позволяют фактическим владельцам переводить в них деньги и при этом сохранять полную анонимность, в том числе от правоохранитльных органов. Подобные изменения по ликвидации полной анонимности оффшорных компаний уже были введены в Европейском союзе и Великобритании.
«В Конгрессе имеется 4-5 инициатив, которые затрагивают ликвидацию полной анонимности компаний, и, которые вскоре могут быть, в той или иной степени, проведены», — отмечает Чарльз Дэвидсон.
Александр Кули (Alexander Cooley), профессор политологии Колумбийского университета (Columbia University) отметил, что вывод клептократами денег через оффшорные кампании и отмывание денег является одной частью коррупционной проблемы. Другой, не менее важной частью, по мнению профессора, является обеление клептократами репутации. Так, по словам Александра Кули, можно увидеть много примеров, когда клептократы и олигархи нанимают пиар-компании, которые активно представляют их успешными бизнесменами и филантропами. Нередко с этой целью делаются денежные пожертвования западным аналитическим центрам, университетам, различным общественным и спортивным организациям, а сами олигархи становятся членами советов этих организаций.
«Отмывание денег является частью проблемы, но отмывание репутации, по-моему мнению, еще более укоренилось во многих западных учреждениях», — отметил Александр Кули.
По словам Дарьи Каленюк (Daria Kaleniuk), директора Центра противодействия коррупции в Украине, изменения на Западе остро необходимы для борьбы с коррупцией в развивающихся странах. Тот факт, что олигархи и клептократы могут, по сути, беспрепятственно тратить на Западе выведенные из своих стран денежные средства, только стимулирует их к дальнешей коррупции и выводу средств, а также приводит к дальнейшей консолидации их власти и подрыву усилий общества по построению демократических и антикоррупционных институтов.
«Недостаточно просто искоренить коррупцию в развивающейся стране. Когда мы слышим от Запада, что мы коррумпированы, мы соглашаемся с этим. Нам трудно создать надлежащие институты, потому что развитые страны — люди на Западе — помогают нашим коррумпированным чиновникам поддерживать коррупцию. Чтобы мы могли измениться, западные институты также должны измениться», — отметила Дарья Каленюк.
Нино Евгенидзе (Nino Evgenidze), руководитель Центра исследования экономической политики в Грузии отметила, что борьба с коррупцией, олигархией и клептократией является единственным способом для того, чтобы развивающиеся страны остались на пути демократического развития с соблюднием норм верховенства закона.
«Оставаться демократической страной — это вопрос национальной безопасности для Грузии», — отметила Нино Евгенидзе, добавив, что усилия по борьбе с клептократией должны быть объединены, в том числе при участии стран Запада.