Развивая виртуальную экспертную дискуссию проект «Центральная Евразия» вновь приглашает к участию в ней представителей творческой интеллигенции государств Центральной Азии (ЦА). Очередным почетным участником обсуждения стал Улан Джапаров из Кыргызстана, уже многие годы успешно занимающийся вопросами развития культуры и искусства в регионе.
Владимир Парамонов (Узбекистан), руководитель аналитической группы «Центральная Евразия», www.ceasia.org: какие основные проблемы на пути развития стран ЦА и взаимоотношений между ними Вы бы обозначили?
Улан Джапаров (Кыргызстан), архитектор, руководитель Архитектурной студии Museum («Музей»), куратор проектов современного искусства: позиция — не очень разбираюсь в вопросах политики, геополитики, экономики, социальных исследований, истории и пр.
Моя экспертность опирается лишь на небольшой опыт художественного взаимодействия с разными участниками из стран ЦА, а также на некоторые собственные ощущения и представления обывателя. Поэтому мой комментарий будет носить несколько обобщенно-метафорический характер.
Кажется, что стоит отойти от общепринятой формулировки — «проблемы, которые стоят на пути (мешают) развития(ю) стран ЦА». Есть, конечно, некоторый набор объективных условий, трудностей и проблем с которыми мы все сталкиваемся. Но это та плата, которую пришлось заплатить за собственную «независимость», за полный демонтаж существовавших на момент распада СССР связей, производственных отношений и пр.
Проблемы между странами ЦА не сами по себе существуют, они — место стыка внешних форм (оболочек) тех интересов и неоднозначных процессов становления общества, которые происходят внутри конкретных государств региона. Процесс формообразования для каждой из стран ЦА только в начале, мы ищем свою форму. Вроде все атрибуты государственности есть, но тот волюнтаризм и «беспредел», который можно проявлять по отношению к своим гражданам, не проходит на межгосударственном уровне.
Поэтому большинство авторитарных режимов замкнуты на себе. Также существует некий скрытый комплекс неполноценности, который прячется за громкими национальными идеями своей исключительности или заботы о безопасности. Это как «болезнь роста», которой необходимо переболеть. Процесс может занять чуть больше или меньше времени в зависимости от тех политических деятелей, кто готов / не готов воспринимать реальную ситуацию и адекватно реагировать.
В кыргызском традиционном орнаменте (в войлочных шырдаках) есть интересный принцип — равнозначность формы и фона. Тот рисунок, который вырезается из листа войлока одного цвета, оставляя орнаментальный фон, используется как вставка в полотно другого цвета, из которого в свою очередь также вырезан орнамент… Можно сказать, что форма формирует фон, а можно сказать и то, что фон воспринимает только ту форму, которая для него подходит. Сопоставление, «притирка» между теми внутренними, во многом специфичными формами, которые приобрели наши страны и внешним фоном — это тот процесс, который реально происходит в ЦА в отличие от различных многократно заявленных объединительных инициатив, содружеств и пр.
Проблемы внутри и между странами мной воспринимаются как вызов, экзамен для перехода в более зрелую стадию становления, что сопряжено и со сменой поколений.
В.Парамонов: какие рекомендации Вы могли бы предложить по развитию наших стран и отношений между ними?
У.Джапаров: я не люблю разные стратегии и институциональные инициативы, а то что происходит как бы само собой — достойно изучения и качественного изменения, здесь и нужны спецы, кураторы и пр. Понимаете, я немного по другому работаю, специально никого не приглашаю сотрудничать, уже есть некая общность партнеров/друзей со всех стран ЦА, периодически делаем разные проекты. Чтобы плавать — надо плавать, нет нужды в чьих-то разрешениях и пр.
По поводу советов — могу посоветовать Вашему сайту большего разнообразия тем: тех элементов которые собственно и оживляют нашу в ЦА пеструю атмосферу — туризм, кухня, ремесленники и пр. На уровне отношений локальных сообществ ЦА (художественной среды, ремесленников, мелкой торговли, туризма и пр.) особых проблем нет.
Идет взаимодействие, где-то чисто человеческий интерес, где-то взаимовыгодное сотрудничество. Такое ощущение, что мы заново переоткрываем друг друга. Например, в художественной среде уже есть устойчивое понятие «Современное искусство Центральной Азии», где художники разных стран имеют свою нишу, специфику и в тоже время дополняют друг друга. Впрочем, переосмысление, ироничное обыгрывание и художественная репрезентация проблемных моментов как раз и являются той фишкой, которая отличает нас от других.
В.Парамонов: спасибо. Надеюсь, что Ваши оценки позволят многим представителям экспертной среды по-иному взглянуть на процессы в регионе. Также хотелось бы верить, что лица, принимающие решения в государствах ЦА, задумаются над сказанным.
Примечания: виртуальная экспертная дискуссия организована при информационной поддержке ряда ведущих региональных и международных СМИ. К участию в дискуссии приглашаются все заинтересованные эксперты и аналитики, общественные деятели, представители культуры и искусства — граждане пяти стран Центральной Азии (Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана). Экспертные ответы на обсуждаемые в ходе дискуссии вопросы, в том числе критические комментарии тех или иных оценок, можно присылать по следующему электронному адресу: ceasiapost@gmail.com. К информационному сопровождению дискуссии — популяризации и распространению экспертных оценок приглашаются все заинтересованные СМИ.