Министерство юстиции Кыргызстана инициирует поправки в закон «Об информации персонального характера». На общественное обсуждение вынесен соответствующий проект постановления правительства.
Согласно пояснениям Минюста, задачами представленного проекта Закона являются:
1) недопущение пробелов или коллизий в Законе «Об информации персонального характера»;
2) защита прав и свобод личности при использовании информации персонального характера и защита этой информации;
3) определение условий работы с информацией персонального характера.
Так, в части 4 статьи 6 вышеуказанного Закона установлено, что правовой режим персональных данных, полученных в результате деятельности правоохранительных органов, устанавливается в соответствии с законодательством страны.
Между тем, несмотря на отсутствие единого нормативного правового акта (НПА), устанавливающего указанный порядок, в отдельных НПА содержатся нормы касательно работы с персональными данными для правоохранительных органов.
В частности, Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет необходимость соблюдения конфиденциальности сведений об определенных лицах. Также, часть 4 статьи 6 «О биометрической регистрации граждан Кыргызской Республики» устанавливает, что порядок обеспечения безопасности биометрических данных при их сборе обработке, хранении и использовании в информационных системах, требование к материальным носителям и технологиям хранения таких данных вне информационных систем определяется правительством.
Минюст считает, что необходимо разработать проект НПА, которым будет устанавливаться правовой режим персональных данных полученных в результате деятельности правоохранительных органов. Ввиду чего, в часть 4 статьи 6 Закона «Об информации персонального характера» предлагается внести поправку, согласно которой данный правовой режим устанавливается правительством, что в последующем будет являться правовым основанием для принятия кабинетом министров вышеуказанного акта.
Согласно части 5 статьи 6 Закона «Об информации персонального характера» по желанию субъекта для его персональных данных может быть установлен режим общедоступной информации (библиографические справочники, телефонные книги, адресные книги, частные объявления и т.д.). Исключения составляют случаи, когда информация должна носить публичный характер в соответствии с требованиями законодательства .
В соответствии со статьей 12 Закона «Об электронном управлении» информация является общедоступной, если доступ к ней не ограничен в соответствии с законом или решением обладателя сведений.
Статьей 19 Гражданского кодекса установлено, что никто не вправе публиковать и распространять опубликованное изображение какого-либо лица (картина, фотография, кинофильм и т.п.) без согласия этого лица. Такого согласия не требуется в случаях, когда опубликование и распространение изображения связано с требованиями суда, органов дознания и следствия, когда фотографирование или получение изображения иным способом произведено в публичной обстановке, а также в других случаях, предусмотренных законом.
Кроме того, законами могут быть установлены требования о размещении персональных данных лиц в общедоступном режиме по различным основаниям (сдача деклараций, формирование реестра лиц, освобожденных с занимаемых должностей по отрицательным основаниям, розыск лиц и т.д.).
Поэтому в часть 5 статьи 6 вышеуказанного Закона предлагаются соответствующие поправки.
В часть 6 статьи 6 Закона «Об информации персонального характера» предлагаются поправки, согласно которым с момента смерти субъекта персональных лицу присваивается статус «умерший». Данный статус будет присваиваться уполномоченным органом в сфере регистрации актов гражданского состояния.
Также, предлагается уточнить, что хранение персональных данных умершего лица подлежит замене на режим архивного хранения.
Согласно статье 23 Закона «О внутренней миграции» реестр населения состоит из персональных данных граждан КР. В указанный реестр включаются персональные данные умершего лица.
Ввиду чего, законопроектом предлагается уточнить, что персональные данные умершего лица могут использоваться в случаях, определенным законом «О внутренней миграции».
Также Минюст предлагает в части 7 статьи 6 Закона «Об информации персонального характера» уточнить, что защита персональных данных умершего лица может осуществляться другими лицами, в том числе наследниками, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством КР.
Статья 20 Гражданского кодекса регламентирует, что личные неимущественные права осуществляются и защищаются в соответствии с законом.
В случаях и порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя.