Масло, сахар и табак: казахский бизнес в ужасе от поправок в Кодекс о здоровье

Слушания, организованные Национальной палатой предпринимателей «Атамекен», прошли в среду, 23 января, в Астане. Но смотрели их по всему Казахстану — велась онлайн-трансляция. Вопросы, поднятые на обсуждении, касались чуть ли не всех бизнесменов, занятых в сферах торговли, производства табака, алкоголя и продуктов питания, медиа и рекламной индустрии. Аргументы бизнеса адресовались представителям Министерства здравоохранения (разработчику законопроекта) и депутатам парламента, пишет Forbes.kz.

Не выживут даже газеты

Больше всего шума и возражений вызвал запрет продавать табачные изделия на расстоянии менее 100 метров от учреждений, оказывающих образовательные услуги, в нестационарных торговых точках, в магазинах площадью менее 10 кв. м, а также запрет на выкладку с открытой демонстрацией табачных изделий.

Модератор встречи Эльдар Жумагазиев, заместитель председателя НПП, предоставил первое слово вице-президенту Ассоциации торговых предприятий Казахстана Жибек Ажибаевой.

— У нас 114 500 таких объектов, площадь торгового зала которых составляет менее 10 кв. метров. Что мы с ними будем делать? Что мы взамен дадим бизнесу, каким образом защитим их? Какие социальные гарантии им дадим, если одна такая точка фактически содержит две-три семьи? — задала она риторические вопросы.

По поводу «стометровки» от объектов образования замглавы ассоциации напомнила, что подобная норма уже давно признана коррупциогенной, и возвращение к ней выглядит странно.

— Сегодня частные детские учреждения могут открываться в жилых домах, тогда как быть стационарным магазинам? Ведь объекты образования, спорта, культуры могут появиться там в любой момент. Происходит столкновение интересов бизнеса. И если сегодня они платят налоги, то как мы завтра будем пополнять бюджет? — продолжила она серию вопросов без ответа.

На стороне бизнеса выступил и генеральный директор ТОО «Агентство Kazakhstan Today» Александр Нездемковский.

— Если кодекс будет принят в этом виде, сеть киосков «Караван» и сама газета «Караван» просто закроется, — напрямую заявил он. — С прошлого года мы остались единственной сетью в городе Алматы, которая продаёт печатную продукцию. Акимат разработал программу по благоустройству города и предоставил проект киосков площадью 6 кв. м. Мы провели полную замену старых киосков на новые. Не секрет, что продажа печатных СМИ нерентабельна. И рентабельности мы добиваемся, продавая побочную продукцию, в том числе табачную. Закроется не только наша газета, но и другие. По нашему мнению, эти нормы в итоге противоречат закону о доступе к информации.

Повального закрытия опасаются и рестораторы — новые положения кодекса запрещают курение даже в специально оборудованных местах, которые в среднем, по словам Куаныша Серкенова, юриста Ассоциации ресторанного бизнеса «HORECA Казахстан», обошлись заведениям в 800 тыс. тенге.

— Рестораторы выступают за предсказуемое законодательство, которое разграничивает права для курящих и некурящих, — отметил юрист ассоциации. — Если обратиться к иностранному опыту, то в Испании, где запрет на курение был принят в 2011 году, к 2017 году доходы сократились на 40%, 350 тысяч людей остались без работы. Меры не привели к желаемым результатам, в некоторых случаях создали условия для роста коррупции, уменьшения доходов ресторанного и туристического бизнеса.

«Антитабачники» ссылаются на Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе против табака, отметил далее Куаныш Серкенов, но там нет запрета на оборудование мест для курения.

— Мы очень сильно настаиваем на том, чтобы убрали норму, запрещающую употребление еды и напитков в помещениях, предназначенных для курения. Рестораторы в этом случае разделят помещение на два изолированных зала. Предлагаем оставить норму об оборудовании мест для курения в организациях общественного питания, поездах, судах речного и морского флота, аэропортах, на вокзалах и дополнить ночными клубами, дискотеками, госорганами и т. д. Соответственно, надо ужесточить ответственность за нарушение этого законодательства, — сделал он вывод.

Выступившим пыталась возразить Джамиля Садыкова, председатель Евразийской антитабачной коалиции, которая заявила, что ВОЗ выступает за полный запрет курения: безопасного уровня воздействия табачного дыма не существует, а специальные комнаты не обеспечивают эффективной защиты. Да и оборудовали эти места, по ее данным, только 2% рестораторов. Однако доводы Садыковой не вызвали энтузиазма у присутствующих, которые поспешили перейти к следующей норме — маркировке и запрету рекламы продуктов с высоким содержанием трансжиров, сахара и соли в дневное время.

Сколько сахара в конфете

— У нас в Казахстане выпуск пищевой продукции регламентируется техническими регламентами, подлежит государственной сертификации. Обращение продукции с излишним содержанием сахара, соли и трансжиров фактически не допускается, — высказалась карагандинка Галина Онищенко, представитель ассоциации «Масложировой союз Казахстана». — Есть трансжиры, безвредные для организма, например сливочное масло, молочные жиры. Есть трансжиры промышленного производства, вред от них доказан, и их содержание регламентировано — не более 2% от массовой доли жира в продукции. Метод определения жира в продукции не позволяет отличить трансжиры естественного происхождения от опасных. Но в общем их будет больше нормы.

Айжан Наурызгалиева из Казахстанской ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности согласилась с коллегой по поводу соблюдения техрегламентов и задалась подобным вопросом:

— Каким образом будут определять высокое содержание соли и сахара? Утрируя, можно сказать, что килограммовый пакет сахара — это излишне высокое содержание сахара. Неясна позиция разработчика, каков будет механизм определения высокого или достаточного содержания сахара и соли в продукте.

Президент Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков РК Алия Мамытбаева присоединилась к коллегам.

— Вместо доведения по потребителя информации о культуре потребления и рациональном питании предлагается ввести необоснованное разделение продуктов питания на хорошие, здоровые и плохие, нездоровые, — указала она на ещё один просчёт авторов законопроекта и продолжила: — Запрет на рекламу приведет к серьёзным потерям не только для пищевой промышленности, это ударит по СМИ, которые живут за счёт рекламы.

Выслушав выступавших, заместитель председателя Комитета охраны общественного здоровья Министерства здравоохранения Нуркан Садвакасов признал, что некоторые нормы противоречат интересам бизнеса и «немного перспективные», но заверил, что все замечания будут учтены.

— Вспомните 2009 год, когда установили ограничение (на курение) в пунктах общественного питания, тогда все говорили, что мы уничтожаем бизнес, — напомнил он. — Но теперь, посмотрите, туда, наоборот, начали ходить семьями, износ ваших объектов стал меньше — помещения перестали быть прокуренными. Мы постараемся все ваши доводы изучить, подготовить ответ каждой ассоциации. Не сейте в этом отношении паники.

Примирить оба подхода попыталась президента общественного фонда «Амасаулык» Бахыт Туменова. Она подчеркнула, что «бизнес даёт то, на что есть спрос».

— Минздрав должно бросить силы на повышение информированности граждан, начиная, пока они ещё маленькие дети, — уверена она. — Часть работы, которую должен выполнять Минздрав, он хочет запретительными мерами переложить на бизнес, это неправильно. Если сегодня мы научим детей с раннего возраста правильному питанию, спрос постепенно повысится на другие продукты, и бизнес будет выпускать то, что будут просить.

Новый фонд — новый квазиналог?

Ещё один пункт изменений в закон, обеспокоивший предпринимателей, — создание Фонда здоровья с установлением отчислений от общего объёма акцизного налога компаний, производящих табачную и алкогольную продукцию.

— Нам показалось подозрительным, что Фонд здоровья включают в бюджет и просят для него поддержки, а фонд — это 4 неправительственные организации, в трёх из которых один и тот же руководитель — Садыкова Джамиля Женисовна, — недоумённо заметила Жибек Ажибаева.

Её поддержал Рахим Ошакбаев, директор исследовательского центра «Талап»:

— Функции этого фонда тотально совпадают с государственными функциями. Непонятно, на каких основаниях создаётся очередной внебюджетный фонд, вводится новый квазиналог, тогда как производители вредной продукции уже платят акцизы. У нас и так этих внебюджетных фондов расплодилось как собак нерезаных. Пропагандой здорового образа жизни должно заниматься государство — пусть за счёт акцизов увеличивает госзаказ. Но в то же время они должны уважать права граждан, которые имеют эти вредные привычки. Давайте больше тратить на пропаганду здорового образа жизни, на то, чтобы мы были больше информированы о любом вреде — грязного воздуха, сахаросодержащих продуктов, трансжиров, но давайте делать это за счёт бюджета. А иначе будет создана очередная синекура, бесконтрольно получающая деньги.

Отчисления только «табачников» — 150 млрд тенге в год, добавил говорящую цифру представитель Союза товаропроизводителей и экспортёров Казахстана, посоветовав использовать эти средства более эффективно, нежели создавать новые фонды.

Заканчивая слушания, участники договорились провести еще одно обсуждения поправок в кодекс, уже на базе общественного совета при Министерстве здравоохранения.

Поделитесь новостью