Американские законодатели и лидеры организаций по контролю над ядерными вооружениями намерены провести пресс-конференцию во вторник, на которой обсудить ограничение полномочий американских президентов по нанесению ядерного удара.
Сенатор-демократ Эдвард Марки и его однопартиец конгрессмен Тед Лью предлагают ограничить возможности «президента Дональда Трампа или другого президента США по нанесению первого ядерного удара без объявления войны Конгрессом».
Об этом говорится в их заявлении, опубликованном во вторник, сообщает «Голос Америки».
В своем заявлении они напоминают об эпизоде, произошедшем в 2018 году, когда президент пытался поддеть Северную Корею, говоря о размере своей ядерной кнопки.
После того как северокорейский лидер Ким Чен Ын в своем новогоднем обращении напомнил миру о том, что у него есть «ядерная кнопка», Трамп написал в Твиттере: «Пожалуйста, кто-нибудь из его истощенной и голодающей страны, скажите ему, что у меня тоже есть ядерная кнопка, причем она гораздо больше и мощнее, чем его, и моя кнопка работает!»
Тогда Марки и Лью выдвинули идею принятия закона, ограничивающего полномочия президента.
После этого неправительственный «Бюллетень ученых-атомщиков», который ведет проект «Часы Судного дня», символически представляющий уровень ядерной угрозы миру, заявил в минувший четверг, что стрелки часов замерли на отметке двух минут до полуночи.
В 2018 году мировая система контроля над вооружениями балансировала на грани коллапса в связи с выходом США из соглашения по ядерной программе Ирана и их угрозой выхода из исторического Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности.
Переговоры США и Северной Кореи по ядерной программе Пхеньяна зашли в тупик. В том же году жители Гавайев пережили 38 минут паники, полагая, что по ним вскоре будет нанесен ядерный удар, после того как сотрудник гавайского Агентства по чрезвычайным ситуациям по ошибке подал сигнал тревоги о реальной ракетной атаке.
«Эта суровая реальность нашла свое отражение в том, что часы по-прежнему находятся на двух минутах до полуночи – самой близкой к полуночи отметке, на которой они когда-либо находились», – заявила президент «Бюллетеня ученых-атомщиков» Рейчел Бронсон.
Идея ограничения полномочий президента США по нанесению ядерного удара не нова.
Во время Уотергейтского скандала президент Ричард Никсон заявил: «Я могу вернуться в свой кабинет, поднять трубку, и через 25 минут 70 миллионов человек будут мертвы».
По некоторым сообщениям, это побудило министра обороны Джеймса Шлезингера проинструктировать Объединенный комитет начальников штабов, что «любой экстренный приказ, исходящий от президента», такой как приказ о нанесении ядерного удара, должен пройти сначала через него или госсекретаря Генри Киссинджера.
У военного руководства США не возникло необходимости подчиниться этому распоряжению.