47-летний житель Алматы Султанмурат Аташов живет вместе с двумя женами в мире и согласии, пишет Caravan.kz.
Герой интервью уверен, что токал продлевает жизнь мужчины, но многоженство мужчина одобряет только в канонах ислама. Корреспондент медиа-портала Caravan.kz выяснил подробности.
— Я не горжусь тем, что у меня много женщин. Мне еще нет 50, и сейчас у меня две жены. Но я хочу взять третью девушку в жены только с точки зрения религии, — начинает свой рассказ Султанмурат.
По его словам, он давно достаточно религиозный и практикующий человек.
— Через десять лет совместной жизни после первой жены я взял вторую, потому что сунна позволяет. Сейчас у меня шестеро детей. Но по законам ислама можно взять и третью жену. Сказать, что я достаточно богатый, не могу, у меня просто есть определенные убеждения.
Полигамии и многоженству в исламе уделен очень большой аспект, говорит Султанмурат.
— Это достаточно тяжелая вещь с точки зрения морали. Потому что мужчина, согласно исламским канонам, имеет право взять вторую жену только в том случае, если он готов одинаково относиться и к первой, и ко второй жене. Если у тебя первая жена живет в квартире 360 квадратных метров, будь добр, второй жене купи зеркально таких же размеров квартиру. Когда ты покупаешь машину первой, вторую нельзя ущемлять ни в коем случае, ни в цене, ни в модели, ни в качестве и т.д. Если везешь одну семью на Мальдивы, будь добр, вторую тоже. У всех должно быть одинаковое положение, без дискриминации. Это очень нелегко с экономической точки зрения, я вам скажу.
Мои жены живут отдельно. Жить вместе запрещено по исламу. У каждой жены должен быть собственный дом. Я не понимаю просто некоторых людей, которые, не имея своей жилплощади, бьют себя в грудь и хотят еще кого-то в жены брать. Ислам жестко регламентирует позицию многоженства.
По словам нашего собеседника, чтобы взять вторую или третью жену, первая жена должна дать своё согласие на это.
— Без согласия жениться нельзя. Многие делают это от своей неграмотности и прикрываются поверхностными знаниями в исламе. Не углубляются в проблематику. Если совсем далеко в историю уходить, при пророке Мухаммеде количество женщин преобладало. Мужчины погибали на войнах, было время тяжелое. Соответственно очень много было вдов. И для того, чтобы сохранить род, сохранить нацию, сохранить страну, брали вторых жен. Представьте, на одного мужчину сколько оставалось женщин. Конечно, это были вынужденные меры, которыми сейчас прикрываться глупо. А что происходит сейчас? В современном мире чаще всего это самоудовлетворение собственного эго. А на самом деле в 90 процентах случаев таких историй, если разобраться, не все прекрасно еще и в первой семье.
Сложные взаимоотношения с первой женой не дают права жениться на второй жене и иметь одновременно двух, говорит Султанмурат.
На каком-то этапе развития, уверен герой интервью, чаще всего после двадцати пяти лет, в жизни почти каждого мужчины появляется другая женщина.
— Он начинает компенсировать свои внутренние потребности, недостатки. Если человек недостаточно религиозный, если он современный и светский, то это превращается в банальную любовницу. Если человек соприкасается с исламом, то это обязательно вторая жена, которую он не всегда готов признавать, показывать, афишировать и так далее.
Собеседник уверен: есть огромная разница между содержанками и токал. Он не одобряет то, как токал преподносят сейчас.
— Это совсем разные вещи. Токал — это признанная жена, она признана старшей женой. Признанная жена по религии, всеми родственниками не только мужчины, но и женщины. И мужчина вправе появиться на мероприятии со всеми своими женами. Помимо содержания этих жен и детей, ты еще несешь ответственность и за их родственников и родителей. Это очень тяжело, особенно если ты не можешь с одной женой разобраться и на ноги одних детей поставить.
Мужчина должен быть готов к этой тяжелой ноше. Но тем не менее этот институт неузаконенных жен в Казахстане и вообще в Центральной Азии присутствует и сильно распространен. Мужчина хочет повысить свою значимость, старается самоутвердиться путем привлечения женщин. Но это уже содержанки. Они есть, наверное, в каждом государстве, называйте их, как хотите, — содержанки, чайки, любовницы. Они есть и в Штатах, и в развитых и неразвитых государствах, везде. И это не дисбаланс демографический, с точки зрения, что женщин больше, чем мужчин, это всегда было. Это цивилизованная, не аморальная проституция.
Однако стоит признать, такая полигамия нехарактерна для нашего общества.
— В нашем казахстанском обществе это можно больше называть институтом содержанок от экономической безысходности. Такие вещи не радуют.
Но, по его словам, содержанки в ближайшее время никуда не денутся, так как этому способствует экономическая бедность.
— Этот институт появился давно. Это такой слой женщин, которые приезжают в большие города, они хотят жить выше Аль-Фараби или на Левом берегу, хорошо одеваться в бренды, но, к сожалению, их заработная плата в 100 тысяч тенге этого не дает сделать. Ну и соответственно они знакомятся с мужчинами, у которых есть деньги. И банально девушки на это подсаживаются. Пока будут выпускать новые айфоны, это будет.
— А как женщины соглашаются пойти в токал?
— В современном мире 90 процентов не согласятся. Но какой-то процент, который остался, — это чаще всего женщины, которые устали чего-то ждать. У них не получилось построить собственную жизнь, им, например, уже за 30, за 40. Но они хотят какой-то стабильности, детей родить. А мужчина может дать их детям кров, образование, улучшить их материальное положение. Но если законная супруга не приняла, то, извините, тогда ислам не позволяет. В токал чаще всего идут вдовы, особенно в аулах, потом женщины, которые сами в религии, покрытые женщины.
Но между тем герой нашего интервью признается, что его жены не всегда ладят между собой.
— Это обратная сторона медали. Разумеется, все равно присутствует ревность. Мы живем в современном мире, цифровом, иногда тяжело уделять равное внимание. Вторник, четверг, субботу ты с одной семьей, по остальным дням — с другой. Это тяжело , — заключает Султанмурат.