«Жест отчаяния», или Политические игры накануне выборов?

Автор -
384

Первый месяц нового года был богат на «инициативы», исходящие от правительства Казахстана. Среди них — наказание родителей за пропуск ребенком занятий штрафом от 5 до 20 МРП, или же заменяющим его административным арестом до 15 суток; привлечение к уголовной ответственности подростков, которым не исполнилось 14 лет.

Возмущение вызвало высказывание министра труда и соцзащиты Мадины Абылкасымовой о том, что многодетные казахстанцы получают многомиллионные пособия, тогда как в других странах такой практики нет.

Не успел утихнуть этот скандал, как следом Первое кредитное бюро выступило с заявлением — если имеются проблемы по выплатам кредитов, то отказывать соискателю в приеме на работу. Финалом всему этому стала прилюдная порка казахстанского правительства, поголовно названного президентом Казахстана трусами, пишет Rezonans.kz.

Что за всем этим стоит: непрофессионализм, бессилие, желание снять с себя ответственность или просто очередная политическая игра на публику?

Система «патрон-клиент» дает сбой

ЧЕБОТАРЕВ

— Начну с прошедшего на прошлой неделе заседания правительства, — говорит политолог , директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев. — Это уже стало традицией, даже можно сказать политическим ритуалом, — проводить ежегодно «разборы полетов» правительства в расширенном составе с участием акимов и представителей разных других государственных и квазигосударственных структур.

Здесь, на мой взгляд, прослеживается, с одной стороны, стремление показать ответственность правительства по многим вещам перед обществом, а с другой – тон, взятый на этом заседании главой государства, продемонстрировал в какой-то степени жест отчаяния: сверхцентрализованная система с каждым годом начинает давать всё больше сбоев и на центральном, и на региональном уровнях. Инициативы от членов правительства давно уже сошли на нет. Все ждут каких-то указаний, все смотрят на вышестоящее начальство, а кроме того, не по дням, а по часам растет уровень коррупции. Поэтому речь уже идет не просто о том, что правительство виновато и надо подготовить почву для его отставки. Оснований для этого очень много, но, тем не менее, еще раз повторюсь, здесь, как мне кажется, присутствовал какой-то жест отчаяния. Почему так происходит? А потому, что президент Казахстана не хочет признавать, что он сам создал эту систему, где персональная ответственность каждого члена правительства как-то немного стирается. Поэтому – да, правительство, скорее всего, ждет отставка. Вопрос лишь в том, последует ли она сразу же после этого «разбора полетов», либо есть вариант, что в этом году все-таки состоятся какие-то досрочные парламентские или президентские выборы. А по Конституции в этих случаях правительство автоматически уходит в отставку. Возможно, что так оно и будет.

А что касается других вопросов (воспитания детей, устройства на работу и т.д.), то здесь мы наблюдаем нарастание такой тенденции, когда государство пытается вмешаться в частную жизнь граждан. Это и введение обязательных налогов для самозанятых, и то, что фрилансеров, начиная с прошлого года, вынуждают самостоятельно платить обязательные пенсионные взносы. По линии школьного образования и трудоустройства на работу, тоже есть негативные тенденции, которые говорят о том, что либеральная рыночная модель взаимоотношений государства и граждан находится в критическом состоянии в связи с вмешательством государства в эту сферу. Кроме того, нам была ярко продемонстрирована некомпетентность отдельных представителей правительства. Взять, к примеру, необоснованное заявление министра труда и социальной защиты населения о том, что только Казахстан предоставляет многомиллионные выплаты многодетным семьям. Самое печальное — это не первый и, боюсь, не последний такой случай некомпетентности правительственных чиновников. Вспомним предшественника госпожи Абылкасымовой Серика Абденова, который на вопрос, почему повышают пенсионный возраст для женщин, ответил знаменитым «потому что потому». Улучшений, как мы видим, в плане ответственности за свои слова среди членов правительства никаких не происходит. Но это издержки жестко централизованной системы отбора элит по принципу «патрон-клиент».

«Министры боятся брать на себя инициативу»

СМИРНОВА

— Я против ужесточения наказания в отношении детей, потому что их поведение – это следствие отношения взрослых к ним в семье, в школе и в обществе, — заявляет депутат Мажилиса Парламента от фракции «Народные коммунисты» Ирина Смирнова. — Поэтому я предлагаю измениться вначале нам самим, а потом уже требовать с них.

Мы все знаем, откуда идут истоки сегодняшней родительской безответственности, — из 90 годов. Многие тогда, оставив детей без внимания, кинулись на зарабатывание куска хлеба насущного. Сейчас эти, оставленные без родительского внимания, дети сами стали мамами и папами. Теперь их надо учить быть родителями, но только не надо скидывать это на плечи школы, это в ее функции не входит.

Относительно штрафов в школах. Они уже сейчас определены Административным кодексом. Просто эта норму никто еще не применял в виду ее, видимо, абсурдности. Поэтому предложение ввести ее в действие – непродуктивное и не будет иметь положительного эффекта. Вместо этого нужно вводить ответственность семьи за воспитание ребенка. По-моему мнению, это должно происходить следующим образом: если школа или другое детское учреждение, куда ходит ребенок, видит, что его поведение выбивается из нормы – нервный, агрессивный, приходит грязной одежде, то нужно не просто обратить внимание на семью, но и поставить об этом в известность органы полиции. Последние вместе с психологами и службой опеки районных департаментов образования должны встретиться с семьей и выяснить – в чем проблема? Если ситуация в семье такова, что ребенку там невозможно находиться, то, думаю, нужно принимать экстренные меры. Возьмем случай в Актау, где отец вместе со своим квартирантом насиловал трех своих малолетних дочерей (такие случаи в Казахстане, к сожалению, не единичны), то, конечно, лучше будет, если дети будут изъяты. То же самое надо делать, когда ребенок мучается рядом с родителями — алкоголиками и наркоманами.

В других случаях, когда родители не могут найти общий язык со своими детьми, то их (родителей) надо не просто наказывать, а понуждать или принуждать пойти на курсы конфликтологии и психологии, чтобы научиться правильному взаимодействию с собственным чадом. Причем, за их же (родителей) счет. Если же родители не работающие, то определять их на общественные работы.

Высказывание министра труда и социальной защиты о том, что в других странах не дают пособий многодетным семьям, мне кажется, выдернуто из контекста, а если нет, то это просто обман населения. В странах с развитой капиталистической системой государство несет достаточно высокую ответственность за семьи, где растет не один ребенок.

Очень возмутило меня высказывание представителя Первого кредитного бюро о том, что они будут давать информацию о просроченных кредитах работодателю при приеме на работу. Но это не просто нарушение прописанного в Основном законе права каждого гражданина на труд. Это безответственное заявление чревато очень большими последствиями и социальной напряженностью. Людям нечем платить кредиты, потому что нет работы, но они готовы участвовать в сельскохозяйственных и строительных программах, если они будут созданы, и отдавать долги. Когда-то мы, депутаты, вместе с заемщиками 2005-2009 годов, оказавшимися в форс-мажорных обстоятельствах, обращались к министру национальной экономики с этим предложением, то напомнили о том, что ведь когда-то этих людей с высоких трибун агитировали брать кредиты, уверяя, что в стране, где много нефти и газа, все будет хорошо. Однако, когда все стало плохо, государство забыло о своих обещаниях. Министр национальной экономики, услышав о необходимости разработки вместе с самими заемщиками государственных программ, позволяющим людям зарабатывать и на погашение кредитов, и на то, чтобы жить как люди, а не как рабы в собственном государстве, сказал, что это невозможно. Но я так не считаю. На самом деле ничего невозможного нет, просто опять же эти молодые министры боятся брать на себя инициативу. Им легче прибегнуть к карательным мерам с помощью Первого кредитного бюро..

По поводу последнего правительственного совещания с участием президента. Я думаю, что проблема с профессионализмом тех, кто работает у нас в правительстве, действительно имеет место быть. Такое чувство, что они (члены правительства), прячась друг за друга, боятся принимать решения, которые будут полезны для страны. А вдруг оно окажется неуспешным или вообще провальным? Потому, видимо, и топчутся на месте, заменяя реальные действия какими-то мифическими программами, которые забываются на следующий день. Поэтому президент совершенно справедливо, на мой взгляд, и назвал поголовно все правительство трусами.

«Система работает вхолостую»

 

— Все последние инициативы и заявления правительственных чиновников говорят об одном: они, эти большие начальники, и мы, народ Казахстана, живем в разных мирах и измерениях, — считает независимый политолог Казбек Бейсебаев. — Касательно наказания родителей за пропуск детьми занятий, могу сказать следующее. Конечно, ответственность за воспитание детей несут родители, но школьное образование — это забота государства. Что касается посещения детьми занятий, то ответственность за это в равной степени несут и те, и другие. Поэтому инициативу по наказанию родителей за пропуск занятий можно расценивать не иначе как попыткой наших чиновников снять с себя ответственность.

О заявлении министра труда и социальной защиты. Её утверждение о том, что только в Казахстане оказывают существенную помощь многодетным матерям, говорит о том, что она и её ведомство даже не интересовалось тем, как решают вопросы помощи матерям в других странах. Сравнение со странами, в число которых мы стремимся попасть, прямо скажем, в не нашу пользу. К сожалению, выдавать желаемое за действительное, это стиль работы казахстанских чиновников всех рангов. Поэтому у нас вроде и открываются производства, где трудоустраивают безработных, но реальность-то совсем другая: они открываются только на бумаге, для отчета.

Не брать на работу людей с плохой кредитной историей – это самая настоящая дискриминация. Другого определения у меня нет. Что касается публичной порки правительства и обзывания их трусами, то хочу сказать, что существует негласное правило – не ругать кого-то при его подчиненных. А у нас на всю страну сказали, что у членов правительства дрожат коленки и они трусы. По идее, после таких слов это «трусливое» правительство нужно либо отправить в отставку, либо сами министры во главе с премьером должны подать в отставку.

Все это говорит о том, что система управления дает серьезные сбои. И ее уже никакими перестановками в прямом и переносном смысле не исправить. Словом, все как в той басне «А вы, друзья, как ни садитесь, в музыканты не годитесь»… К сожалению, становится совершенно очевидным, что еще немного — и вся система управления просто будет работать вхолостую. Впрочем, уже сегодня ситуация такова в управленческом аппарате республики такова, что ее никакими перестановками в прямом и переносном смысле не исправить.

P.S.

Реплика в тему относительно «многомиллионных выплат» многодетным семьям, которые, по словам министра М.Абылкасымой, имеют меcто быть только в Казахстане.

Вот что написала на своей страничке в Фейсбуке жительница Испании (далеко не самой богатой страны Евросоюза), бывшая казахстанка Галина Чернова:

— Не могу не откликнуться на высказывание казахстанского министра соцзащиты, которое относительно других стран совершенно не соответствует действительности. Расскажу про многодетные семьи Испании, где живу больше 20 лет. Они здесь делятся на две категории. Первая – общая. Это когда в семье 3-4 ребенка. Вторая — специальная: 5 и более детей до 21 года или до 26 лет, если учатся в университете. При рождении 3 и 4 ребенка выплачивают из федерального бюджета 1000 евро, при рождении 5 и следующих детей – 2400. Плюс выплаты из муниципального бюджета: от 2500 евро и выше в зависимости от муниципалитета за каждого ребенка, даже за первого. Есть еще пособие по уходу за ребенком в первые 4 месяца для мамы и 20 дней после рождения для папы. Это — месячная заработная плата, которую получали до рождения. Рабочее место при этом сохраняется за мамой 15 месяцев.

Месячное пособие за каждого ребенка в размере 30 евро выплачивают раз в полгода. Кроме этого, если мама работает, то из бюджета ей доплачивают 100 евро до достижения чадом трехлетнего возраста.

Но самое главное, даже не эти социальные выплаты, а скидки за трех и больше детей. В детских садах, куда можно отдавать ребенка уже с 4 месяцев, — 50% для общей категории и бесплатно для второй, специальной. Платные школы делают таким семьям скидки 20-50%.

Питание в школах и проезд на школьном автобусе бесплатные. Оплачивают также многодетным семьям учебники и форму в виде годового пособия. За обучение в университете, первая, общая категория, оплачивает 50%, вторая — бесплатно, плюс стипендия при условии, если студент успешен. Кроме того, выходцы из многодетных семей получают дополнительные баллы при поступлении. При посещении разных кружков по интересам и спортивных секции дается 50% скидка для первой категории и 100% — для второй. Летние и спортивные лагеря также делают скидки 50-100%.

При покупке многоместного автомобиля (более 5 мест) многодетной семье дается помощь в 3000 евро. Муниципальный налог на недвижимость для таких семей составляет 50%, на коммунальные услуги — 20%. При покупке билетов на самолет и поезд для первой категории многодетных семей делается 20% скидка, а для второй — 50%. Аквапарки, лыжные курорты, большие парки аттракционов, музеи, кино — 20-50%. Подоходный годовой налог на физическое лицо, представителя многодетной семьи, тоже имеет поблажки и большие, но тут уже все зависит от уровня доходов.

Поделиться