Каждый год на прилавках магазинов появляются все новые модели телевизоров и всевозможного рода гаджетов. Становясь все круче, они обрастают новыми функциями, позволяют подключаться к новым сервисам, объединяются в невидимые сети внутри «умного» дома, создавая новую реальность, от которой жизнь, казалось бы, становится все краше…
Но внутренний голос подсказывает, что недалек тот день, когда телевизор, позволяющий просто смотреть программы и переключать каналы, окажется невозможно найти, ведь даже самая дешевая модель будет обладать смарт- функциями – подключаться к Интернету, «проникать» в автомобиль, холодильник, термостат, делать что-то, на ее взгляд, нужное внутри нашего дома, дабы наполнить его «полной гармонией».
Такую свободу мы хотим?, задается вопросом автор статьи на it-world.ru
Будущее через призму CES ‘2019
Выставка потребительской электроники в Лас-Вегасе (США) давно считается главным событием года, и январская CES ‘2019 не стала исключением. Среди самых ярких трендов эксперты отметили проникновение Google Assistant и Alexa практически во все модели телевизоров, которые в скором времени появятся в магазинах.
Так, Google Assistant – это облачный сервис, позволяющий коммуницировать с любыми совместимыми гаджетами и отправлять мгновенные сообщения, настраивать «по-умному» мощность динамика домашней аудиосистемы, добавлять события в «Календарь», получать команды от «умных» часов с поддержкой Android Wear. Очень удобно, практично и эффектно. Умней еще никто не придумал!
Второй вездесущий облачный помощник – Amazon Alexa – голосовой: позволяет управлять устройствами, например смарт-акустикой Amazon Echo Dot. Еще не встречали этот гаджет? Нестрашно, аналогичное устройство уже появилось на российском рынке – революционная «Алиса», недавно выпущенная компанией «Яндекс». Опять же удобно, увлекательно, информативно.
Пользователям Apple особое внимание
Если вам мало возможностей «самого умного» смартфона iPhone, то специально для поклонников Apple на CES ‘2019 было объявлено о предстоящем переходе потребительской электроники к «тотальной» поддержке сервисов AirPlay 2 и HomeKit. Среди первых, кто поддержал эту инициативу, Samsung, LG и Vizio.
Apple AirPlay 2 позволяет осуществлять беспроводную потоковую трансляцию музыки на совместимые устройства, находящиеся в одной сети Wi-Fi, а также между ними. Индивидуально настроенные инструменты домашнего Apple-оркестра теперь будут играть в разных комнатах «умного» дома так, как нравится хозяину.
Ну а Apple HomeKit умеет создавать разнообразные возможности для настройки, общения и управления домашними устройствами путем простой голосовой диктовки с Siri. Под его властью теперь даже телевизор, который станет украшением «самого умного» дома.
Цены новейших устройств падают
Одной из примет последнего времени стало падение цен на старте продаж новых моделей электронной техники. На первый взгляд, парадокс – ведь развитие технологий требует инвестиций в опытные разработки. Скажем, пять-семь лет назад топовый ТВ можно было купить не дешевле $2000–4000.
Но сегодня действительно все иначе. Не верите? Перед вами цены на самые свежие модели ТВ известных марок в дни рождественских продаж 2018 года в сетевых американских магазинах Best Buy и Walmart. Так откуда же такая щедрость? За чей счет банкет?
«Новые» цены на новейшие телевизоры. Источник: Verge
Детективная история, проливающая свет на секреты рынка
Впервые о ней поведала британская газета The Sun в ноябре прошлого года. Все началось летом 2015-го на тихой улочке британского городка Салфорд. 55-летний криминальный авторитет Пол Мэсси вернулся домой, как рассказывают очевидцы, из соседнего паба, держа в руках початую бутылку рома «Бакарди» и две бутылки колы. Ничего не предвещало беды. Но позднее он был найден убитым рядом с собственным домом. Никаких улик не выявили, и полиция долгое время даже не могла назвать подозреваемых.
Прошло три года. В мае 2018-го другой криминальный авторитет, 53-летний Джон Кинселла, был убит в окрестностях своего дома в британском городке Рейнхил во время прогулки с собакой. Как показали камеры видеонаблюдения, преступление совершил неизвестный велосипедист. Яркий жилет и характерные наклейки на велосипеде позволили отследить по записям с видеокамер маршрут убийцы до его дома. Этого было достаточно, чтобы выдать ордер на арест некого Марка Феллоуза. Правда, ни жилета, ни велосипеда полицейские не нашли.
Зато нашли фитнес-трекер Garmin Forerunner: Феллоуз фанатично увлекался спортивным бегом и постоянно носил его на руке. Данные о перемещении Феллоуза за прошедшие годы и стали ключевой уликой в этом деле, позволив пролить свет на деятельность, как выяснилось позднее, наемного убийцы, – именно он застрел обе жертвы. Следователям удалось найти также сообщника Феллоуза, который дал показания.
Преступник получил пожизненный срок без права на досрочное освобождение, а его сообщник – право на досрочное освобождение только после 33 лет отбывания в тюрьме.
Марк Феллоуз со своим фитнес-трекером Garmin Forerunner. Источник: The Sun
Незримые помощники, наблюдающие за личной жизнью
Счастливые покупатели смарт-гаджетов, в том числе телевизоров, редко обращают внимание на то, что устройства нового поколения стали слишком умными, «удачно» предлагая на выбор программы для просмотра и рекламу. «Вот именно это я и хотел, а телевизор взял и сам догадался!»
Понятно, что за этими чудесами стоят техничные достижения. Современные устройства регистрируют многие параметры, связанные с образом жизни пользователя: что он делает, какие ТВ-программы выбирает чаще, вплоть до времени их просмотра, оценивают эмоциональную реакцию на рекламу. И даже сообщают местоположение ТВ.
Нельзя сказать, что об этом никто не догадывался ранее. Но фитиль загорелся, когда в начале года популярное издание The Verge опубликовало интервью с Биллом Бакстером (Bill Baxter), техническим директором Vizio – производителя элитных телевизоров. «Это беспощадная отрасль с прибыльностью всего 6%. Но придумывать более эффективную стратегию продаж мне в действительности не нужно, я могу зарабатывать просто на цене телевизора. Я должен лишь покрыть свои издержки… То, что зритель видит на экране, совсем не то же самое, что видит сам телевизор. После предварительной настройки сразу включается определенный сценарий с заданными ограничениями. Но мы не стремимся нарушать права на конфиденциальность, и все данные используются только в анонимном виде».
В мире стало очень много «умных»
Потребители до сих пор с воодушевлением приветствуют появление «умных» устройств. Так, исследовательская фирма IDC прогнозирует, что в 2022 году в мире будет продано 1,3 млрд интеллектуальных устройств – вдвое больше, чем в 2018-м.
Производители заявляют, что создают «умные» устройства не для отслеживания частной жизни, а для удобства людей. В то же время Amazon, Apple, Google, Facebook и другие партнеры, предоставляющие смарт-возможности, используют программные интерфейсы, позволяющие собирать различные данные о пользователе. Кто-то контролирует это?
Но вернемся на CES ‘2019. Например, компания Whirlpool сейчас тестирует духовку, окно которой будет служить дисплеем: через стекло можно наблюдать, что внутри, а на стекле – анимацию с подсказками, куда поместить курицу для ее оптимального запекания. Духовка будет синхронизироваться с цифровым календарем и рекомендовать рецепты с учетом располагаемого времени. Камера внутри даже позволит увеличить масштаб, дабы, не открывая дверцу, убедиться, что сыр в лазанье не подрумянился.
А как вам удочка, отслеживающая местоположение рыбака и указывающая через онлайн-карту места предыдущих рыбалок и размер улова? Или зубная щетка с «умными» рекомендациями по чистке? Ароматный диффузор, позволяющий контролировать запахи из мобильного приложения? И многое-многое другое. Мир неумолимо становится все «умней».
Добрый или взбунтовавшийся джин?
С каждым новым смарт-устройством производители могут собирать все больше информации о повседневной жизни потребителей. Главная цель – помочь рекламодателям доносить свою рекламу точнее, чем на смартфоне. «Это децентрализованное наблюдение, – сказал Джефф Честер, исполнительный директор Центра цифровой демократии, защитник цифровой конфиденциальности в Вашингтоне. – Мы живем в мире, где привязаны к какому-то онлайн-сервису, и тот тайно собирает нашу информацию».
Однако объем подобных «сборов» уже сегодня настолько высок, что грозит стать пороговым для обеспечения конфиденциальности частной жизни. По мнению экспертов, в ближайшие нескольких лет в мире должны произойти серьезные изменения в вопросах регуляции всего, что связано с соблюдением безопасности при сборе таких данных.
Мы ждем перемен
Первая серьезная волна протестов прокатилась по социальным сетям. Так, отвечая на постоянную критику в адрес Facebook, Марк Цукерберг, основатель компании, заявил: «Мы не занимаемся продажей персональных данных своих пользователей рекламодателям. Естественно, мы собираем некую информацию, однако используем ее исключительно в целях улучшения работы нашей платформы». При этом он отметил, что компания старается придерживаться прозрачности и контроля во всем, что касается работы с персональными данными, предоставляя пользователям соцсети выбор, как будут поступать с их информацией на платформе.
Другой пример – Калифорния, где уже принят закон по защите данных интернет-пользователей, вступающий в силу в 2020 году. Его окрестили как «самый жесткий» в США, и уже зазвучали призывы к другим штатам последовать примеру Калифорнии. В соответствии с документом пользователи получают широкие права знать, какую персональную информацию собирают интернет-компании, как и почему ее используют, и многое другое, а также требовать удалять информацию или запрещать ее продажу третьим сторонам или рекламодателям. Более того, новый закон сильно ограничит компании в передаче или продаже данных несовершеннолетних интернет-пользователей.
«Хотя эти правила и не являются совершенными, мы их поддерживаем. Мы также ждем начала работы с регуляторами для определения методики, которая бы не только защитила потребителей, но и способствовала развитию ответственных технологий», – заявил вице-президент Facebook Уилл Кастлберри.
Вместо послесловия…
Рассказывая эту «страшную» историю про умнеющие день ото дня смарт-телевизоры и гаджеты, мы не ставили целью отпугнуть покупателей от приобретения устройств нового поколения. Мы хотели предупредить их об опасностях и подчеркнуть, что разработчики знают о нависшей угрозе.