Депутаты ЖК критикуют главу «Кыргыз темир жолу» Канатбеак Абдыкеримова за инициативу открытия центра перевозок.
По словам членов парламентского комитета по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству, создание Центра перевозок при госпредприятии «Кыргыз темир жолу» можно расценивать как попытку монополизировать рынок грузовых перевозок.
Депутаты Жогорку Кенеша ознакомились с деятельностью ГП, выехав на место. Директор госпредприятия Канатбек Абдыкеримов своим отчетом не сильно обрадовал народных избранников – результаты работы не впечатляют, компания зарабатывает немного, где-то даже несет убытки, а денег на развитие нет.
Депутаты раскритиковали деятельность руководства госпредприятия, отметив, что на протяжении многих лет в этой сфере не наблюдается никакого развития, при этом сомнительные предложения со стороны КТЖ вряд ли помогут решить имеющиеся проблемы, а наоборот могут и ухудшить ситуацию. Одной из таких инициатив может стать желание директора «Кыргыз темир жолу» создать Центр перевозок.
«На нашем рынке существует более 30 компаний, которые занимаются экспедиторско-логистической деятельностью. Но мы хотим привлечь инвесторов в эту сферу, и также оказывать услуги со своей стороны. Это будет один из дополнительных финансовых источников, который позволит развиваться «Кыргыз темир жолу»», – сказал директор.
Депутат Бактыбек Сыдыков («Республика – Ата Журт») выразил мнение, что инициатива госпредприятия похожа на попытку монополизировать рынок грузовых перевозок.
«Вы хотите организовать коммерческую структуру на базе госпредприятия и отдать ей все полномочия, она будет продавать коды экспедиторам, что приведет к повышению тарифов. Это неправильно! Вы просто хотите монополизировать рынок!» — сказал нардеп.
Он напомнил, что ранее руководство госпредприятия уже предпринимало подобные шаги и ничем хорошим они не завершились. Действительно, в 1996 году на базе КТЖ уже создавалась компания, на которую возложили функции генерального экспедитора. «Кыргыз темир жолу» вышло из состава учредителей спустя два года, за которые у компании появились многомилионные долги.
В Ассоциации экспедиторов КР также не считают идею руководства компании удачной. Ее представители уже обратились к главе правительства и парламентариям с официальным письмом. Ассоциация создана в 2004 году, на сегодня она объединяет 30 компаний, работники которых могут остаться без работы из-за инициативы Абдыкеримова.
В своем письме руководство АЭКР подчеркивает, что создание государственной экспедиторской компании не только станет законной монополизацией рынка, но и повышению тарифов на перевозку грузов, соответственно, и к повышению цен на товары для конечных потребителей – простых граждан. Кстати, тарифы на перевозку грузов по Кыргызстану сегодня и так высокие в отличие о других стран СНГ, а в случае еще большего подорожания предприниматели могут совсем отказаться от услуг экспедиторов.
Кроме того, создание генерального экспедитора противоречит положениям действующего законодательства КР.
««Кыргыз темир жолу», занимающий доминирующее положение, в соответствии с законом не может предпринимать действия, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции или ущемление интересов других хозяйствующих субъектов», – отмечается в письме.
Инициатива КТЖ в данном случае может расцениваться лишь как попытка создания препятствий для действующих игроков рынка. Создание центра перевозок повлечет дополнительные финансовые затраты, а как следует из отчета о деятельности госпредприятия, лишних средств там просто нет.
Возникает вопрос, зачем руководству предприятия привлекать инвесторов в ту сферу, где и так налажена работа частными предпринимателями? Кыргызские экспедиторские компании ежемесячно выплачивают более 150 млн сомов в качестве предоплаты за будущие перевозки, они перевозят до 4,5 млн тонн различного груза в год и выплачивают налоги в размере более 50 млн сомов.
Почему бы не привлечь средства на решение существующих проблем, о которых упомянули и депутаты в ходе своего заседания? Их, между прочим, не мало. В частности, говорилось о необходимости открытия новых рейсов для перевозки пассажиров, о ремонте и замене рельсов и шпал, о закупе новых вагонов, о наведении порядка в спортивно-оздоровительном комплексе «Локомотив», который на протяжении многих лет работает в убыток. Руководству КТЖ неплохо было бы в первую очередь направить свою энергию на решение действительно острых проблем в этой сфере.