Специализированный межрайонный уголовный суд Атырауской области на процессе по делу «организованной преступной группы» Бергея Рыскалиева приговорил бывшего акима региона к 17 годам лишения свободы в учреждении максимальной безопасности, а бывшего депутата мажилиса Аманжана Рыскали — к 16. Но братьям, похоже, от этого ни жарко ни холодно.
Следует отметить, что скамья подсудимых в зале заседания суда была пуста: все восемь обвиняемых отсутствовали, и процесс проводился заочно, пишет Kz.expert.
Напомним, что Бергея Рыскалиева обвиняют в совершении уголовных правонарушений, предусмотренных пунктами «а» и «б» части 4 статьи 176 (присвоение или растрата вверенного чужого имущества), пунктами «а» и «б» части 3 статьи 177 (мошенничество), статьей 192-1 (совершение субъектом частного предпринимательства сделки (сделок) без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность), части 3 статьи 235 (создание и руководство организованной группой в целях совершения одного или нескольких преступлений, а равно участие в ней), частями 4 и 5 статьи 235-1 (создание и руководство преступным сообществом (преступной организацией), а равно участие в нем), частью 4 статьи 307 (злоупотребление должностными полномочиями), частью 5 статьи 311 (получение взятки) УК РК старой редакции.
Есть смысл отметить, что никакой реакции со стороны обвиняемых так и не последовало. Ни сами братья Рыскалиевы, ни их подельники не отреагировали на неоднократные приглашения ознакомиться с материалами уголовного дела, принять участие в судебных прениях, а также выступить с последним словом. Судя по всему, бывший аким Атырауской области чувствует себя в безопасности в Лондоне.
Почему — понятно. За последние двадцать лет, с момента эмиграции в Великобританию и объявления в международной розыск экс-премьер-министра РК Акежана Кажегельдина, Акорде только в одном случае удалось добиться успеха в борьбе с теми оппонентами, которые смогли вовремя покинуть страну и располагали (располагают) крупными денежными средствами.
Речь идет об убийстве 24 февраля 2015 года в венской тюрьме бывшего зятя елбасы, в прошлом заместителя председателя КНБ РК и посла Казахстана в Австрии Рахата Алиева.
Все остальные — экс-премьер-министр РК Акежан Кажегельдин, экс-аким города Алматы и Восточно-Казахстанской области Виктор Храпунов, бывший министр энергетики и председатель совета директоров АО «БТА Банк» Мухтар Аблязов и экс-аким Атырауской области Бергей Рыскалиев — в настоящее время проживают за рубежом. И хотя не у всех текущее материальное положение благополучно, они были и остаются недосягаемыми для казахстанских властей.
Отметим, что не имеет значения, по какой причине они эмигрировали и какие обвинения им предъявляются на Родине. Из вышеперечисленных лиц только Акежан Кажегельдин и Мухтар Аблязов занимались политикой и открыто оппонировали авторитарному политическому режиму. Виктор Храпунов изначально пострадал из-за своих родственных связей — сына Ильяса, который женат на дочери Мухтара Аблязова. Что же касается Бергея Рыскалиева, то он стал жертвой внутриэлитного противостояния между бывшим руководителем администрации президента РК Асланом Мусиным, чьим человеком являлся, и многочисленными противниками последнего.
Подобная эффективность действий Акорды против известных оппонентов власти, когда только с помощью убийства удается добиться успеха, свидетельствует о крайне высоком недоверии к Казахстану и его госструктурам в мире.
Настолько высокому, что даже миллиард долларов из денег АО «БТА Банк» и государственного бюджета, истраченных, по нашим подсчетам, Акордой в 2009-2016 гг. на «войну» с Мухтаром Аблязовым, оказались выброшенными на ветер. В результате последний в конце 2016 года был освобожден из французской тюрьмы и, находясь во Франции, буквально ежедневно троллит Акорду, Нурсултана Назарбаева и казахстанские власти в социальных сетях.
Очевидно, что в этих условиях шансы на то, что Бергей Рыскалиев будет возвращен на Родину и отправится за решетку, – минимальны.
Другое дело, что пока все эти люди не представляют особой опасности для Назарбаева, поскольку не верят (не любят, ненавидят, терпеть не могут – нужное подчеркнуть) друг в друга даже сильнее, чем казахстанского президента. Но это до поры до времени. Политическая логика наверняка заставит их, если не подружиться и не объединиться, то хотя бы начать действовать в одном направлении.
Конечно, это случится не сейчас, а когда они увидят шанс на то, чтобы смоли взять реванш в своем противостоянии с Нурсултаном Назарбаевым или хотя бы попытаться отомстить ему и своим врагам за то, что им теперь приходиться прозябать за рубежом в качестве эмигрантов.