Бывший постоянный представитель президента в Конституционной палате Нурбек Касымбеков высказал свое мнение насчет внесения изменения в закон «О гарантиях деятельности президента Кыргызской Республики», который вчера, 13 февраля парламент принял во втором чтении.
По его мнению, некоторые предложения, внесенные при рассмотрении во втором чтении проекта закона, ограничивают конституционные права человека и гражданина и противоречит Конституции КР.
«По предложению депутата Акылбека Жапарова приняты положения по которым «Экс-президент Кыргызской Республики не должен занимать политические, специальные государственные должности в органах государственной власти, а также занимать должности в руководящих органах политической партии либо иным образом участвовать в деятельности политической партии». Эти положения проекта закона направлены на политическую деятельность экс-президента Алмазбека Атамбаева, поскольку он руководит Социал-демократической партией Кыргызстана», – отмечает он.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Конституции президент на период осуществления своих полномочий приостанавливает свое членство в политической партии и прекращает любые действия, связанные с деятельностью политических партий. То есть, прекращение действий, связанных с деятельностью политических партий, касаются только президента, а не экс-главы государства.
Вышеуказанные ограничения противоречат следующим нормам Конституции:
- Никто не может подвергаться дискриминации по признаку политических убеждений (часть 2 статьи 16 Конституции);
- В Кыргызской Республике не должны приниматься законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (часть 1 статьи 20 Конституции);
- Каждый имеет право на свободу мирных собраний (часть 1 статьи 34 Конституции);
- Каждый имеет право на свободу объединения (статьи 35 Конституции);
Каждый имеет право на свободу труда, распоряжаться своими способностями к труду, на выбор профессии и рода занятий (часть 3 статьи 35 Конституции);
- Гражданин имеет право на участие в обсуждении решений республиканского и местного значения, быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, напоступление в государственную и муниципальную службу, право проводить народные курултаи по вопросам, имеющим государственное и общественное значение (статья 52 Конституции).
Кроме того, по предложению депутата Курманкула Зулушева приняты положения, о том, что нормы регулирующие неприкосновенность экс-президента, применяются с 23 октября 2007 года. Это противоречит части 1 статьи 28 Конституции, где указано, что «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность лица, обратной силы не имеет».
По действующему закону экс-президент не может быть привлечен к уголовной ответственности за действия, совершенные им в период исполнения полномочий президента, т.е. экс-президент имеет абсолютную неприкосновенность. Проект закона устанавливает процедуру снятия неприкосновенности и ответственность экс-президента. Следовательно, закон, устанавливающий ответственность лица, не должен противоречить Конституции, не должен иметь силу на прошедший период, а действовать на будущий период.
В этой связи этот проект закона необходимо вернуть в режим второго чтения, привести в соответствие с Конституцией, при этом он не должен иметь обратную силу.
В случае если проект закона будет принят с указанными нарушениями Конституции и он будет подписан президентом, то вполне возможно, что граждане будут обращаться в Конституционную палату с обращением о признании неконституционными указанных норм, и в итоге действие закона может быть отменено.