Больше всего на свете родители любят своих детей, наверное, поэтому, часто, мы так «срываемся» на них, о чем сожалеем после. Но, как уверяют психологи, всякому детскому поведению есть причины и логические объяснения. Именно поэтому, вот уже, сколько лет, современные психологи говорят одно и то же – не кричать, тем более, не наказывать малыша физически, а разговаривать, разговаривать и еще раз – разговаривать.
Детский и семейный психолог Екатерина Кес, уверяет, что непослушание – это такое поведение ребенка, когда он становится неуправляемым, все делает наоборот, капризничает, спорит по любому поводу и упрямится. Почти любая просьба или обращение приводят к скандалу.
«Родители, пытаясь управлять ситуацией, прибегают к наказаниям, а это, в свою очередь, приводит к обидам, потере доверия и еще большему дистанцированию ребенка. Возникает замкнутый круг: родитель кричит и наказывает малыша, а он все реже слышит, что ему говорят, и уже не понимает спокойную речь, а позже начинает обманывать и изворачиваться.
Вы считаете, что ребенок должен сидеть (стоять) смирно, тихо ждать и молчать. А ему это сложно в его возрасте. Ему хочется двигаться, исследовать мир вокруг себя и делиться своими открытиями. Его неспособность «тихо сидеть и ждать» вы воспринимаете как непослушание. А на самом деле – он просто пока еще не может и не умеет по-другому в этом возрасте», – считает Кес.
Что делать в этом случае:
− Чем-то его увлечь, почитать;
− Посмотреть картинки в книге/журнале, рассказать историю;
− Походить вместе и посмотреть, что висит на стенах;
− Посчитать предметы вокруг или поиграть, кто больше увидит предметов определенного цвета;
− «Оживить» кисть своей руки и поговорить с ребенком от ее имени;
− Порисовать для него его в блокноте и дать ему порисовать;
− Вместе с ним походить туда, куда ему интересно;
− Предложить поиграть в мышек, которые тихо себя ведут.
«Вам кажется, что ребенок должен понимать, что мама занята важным делом и ее не нужно трогать. А ему все равно, он просит с ним поиграть или задает кучу вопросов, отвлекая вас. Это происходит потому, что в этом возрасте он не способен долгое время играть и заниматься самостоятельно, без вас.
Ребенку сложно контролировать себя и удерживаться от того, чтобы к вам не подходить, он пока еще не может выполнить это в силу своего возраста. Поэтому он и подходит к вам снова и снова. А вас это раздражает и вы думаете, что он не слушается», – рассказала специалист.
Что делать, чтобы договориться с малышом:
− Дать ему какое-то задание, которое он может делать рядом с вами;
− Попросить вас удивить и построить высокую башню, красивый дом;
− Привлечь к тому, что вы делаете, чтобы он вам помогал;
− Включить ребенку аудиосказки;
− Начать играть вместе и дать задание что-то достроить или придумать;
− Начать рисовать вместе и попросить нарисовать вам что-то и показать и т.д.
«Вы выключаете мультики, а он начинает горько плакать. Вам кажется, что он не должен так реагировать: «Мы же договаривались с тобой». А ему сложно справиться со своим расстройством. Его реакция недовольства вполне естественна. Дети до определенного возраста не умеют управлять своими эмоциями. Это не значит, что вы должны «идти на поводу» и снова включить мультики. Но и ругать, стыдить, а тем более наказывать ребенка за его реакцию и бурное проявление чувств – не нужно», – советует Екатерина Кес.
Что делать, чтобы успокоить ребенка:
− Заранее договоритесь с ним, сколько мультфильмов можно будет посмотреть;
− Заранее предупредите, что это будет последний мультик;
− Проявите сочувствие: «Я понимаю, ты расстроился, тебе хочется смотреть еще»;
− Переключите внимание: «Давай мы с тобой…»;
− Не заряжайтесь негативными эмоциями от ребенка, сохраняйте спокойствие: «Когда ты закончишь плакать, приходи и мы с тобой поиграем вместе»;
− Дайте ему возможность выразить свое недовольство. Главное, чтобы его недовольство не приводило к тому, что вы снова включаете мультики.
«Все приведенные выше примеры – это не детское непослушание, а возрастные особенности. Задача мамы – чтобы ваш ребенок слушался, научитесь лучше понимать его, найдите информацию про возрастные особенности каждого периода детства и чаще задавать себе вопрос: «А умеет ли мой ребенок делать то, что я от него хочу?»
Вторая причина непослушания – это желание ребенка показать родителям, какой он значимый и важный, показать свое «Я» и проявить «Личную силу».
Вот как можно озвучить эту потребность малыша:
– Я хочу чувствовать, что могу на что-то влиять;
– Мне важно иметь какой-то контроль над тем, что происходит№
– Я хочу чувствовать себя значимым и важным.
Чтобы помочь ребенку быть послушным, позвольте ему самому принимать решения, где это возможно и безопасно, предлагайте выбор, чтобы он чувствовал, что сам принял решение, почаще спрашивайте его мнение о разных вещах и внимательно слушайте, что он отвечает, советуйтесь по поводу домашних дел и семейных планов.
Таким образом, чувствуя «Личную силу», у малыша пропадает необходимость самоутверждаться, спорить и упрямится по любому поводу. Он становится послушным и покладистым, а вы – спокойным и счастливым родителем.
Источник: http://ipsyholog.ru/pochemu-rebenok-ne-slushaetsya/