Аудит в Госагентсве охраны окружающей среды выявил много нарушений

Автор -

    Счетная палата КР провела плановый аудит использования бюджетных, специальных и иных средств в Государственном агентстве охраны окружающей среды и лесного хозяйства за 2016 год, а также аудит целевого и эффективного использования средств, выделенных из республиканского и местного фондов по охране окружающей среды и развития лесной отрасли на мероприятия по охране природы, за 2014-2016 годы.

    Аудит установил финансовые нарушения на 15,3 млн сомов. В ходе аудита выявлены: недостача товарно-материальных ценностей и денежных средств на 0,5 млн сомов, нарушения и недостатки при расходовании средств, включая необоснованные выплаты заработной платы, завышение объемов строительно-монтажных работ, нецелевое использование государственных средств, сокрытую по учету дебиторскую и завышенную кредиторскую задолженности, на 13,8 млн сомов.

    Из общей суммы финансовых нарушений восстановлению подлежат 13,5 млн сомов. Из них, возмещено 1,8 млн сомов.

    Кроме того, установлены резервы и потери бюджета на 91,5 млн сомов, нерационально использованные средства на 7,9 млн сомов. Из них восстановлению подлежат 5,8 млн сомов, в ходе аудита возмещено – 2,8 млн сомов.

    Аудитом отмечаются многочисленные проблемы и недостатки в работе агентства, и отсутствие в ее международном отделе учета и полной информации о помощи, оказываемой в рамках финансируемых донорами проектов. Аудит считает, что наличие в структуре Госагентства кроме Департамента развития лесных экосистем 7 региональных управлений, призванных регулировать деятельность лесных хозяйств, приводит к снижению эффективности управления и росту дополнительных затрат.

    Резкое сокращение источников дохода фондов в 2016 году связано со снижением на 37,0 млн сомов платежей за выбросы вредных веществ в атмосферу, поступающих от транспортных и других передвижных средств, использующих горючее, а также сборов, взимаемых за загрязнение окружающей среды при въезде транспортных средств иностранных государств, на 31,8 млн сомов. Причиной снижения доходов стало изменение порядка администрирования и снижение ставки тарифов.

    Ранее нефтетрейдеры платили за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижных средств, включая транспортные, от общего объема, ввозимого в республику горюче-смазочных материалов. Но с 1 ноября 2015 года, согласно внесенным дополнениям и изменениям в методику определения платы за загрязнение окружающей среды, выплаты производятся от объема реализованного горючего. Кроме того, тариф оплаты снижен на 3,8 сомов за тонну бензина, на 7,8 сомов за тонну дизтоплива. Отказ Налоговой службы КР предоставлять информацию приводит к уменьшению возможности сбора платежей.

    Госагентством с 2015 года не приняты меры по формированию штатной численности и других организационных вопросов по функционированию экологических постов для взимания платы за загрязнение окружающей среды от транспортных средств, въезжающих на территорию страны. Это также приводит к потерям доходов, считает аудит.

    По итогам 2016 года общая сумма причиненного природе ущерба составила 23 млн сомов, из которых возмещено лишь 3,7 млн сомов или 16%, 60 материалов на сумму 6,2 млн сомов были сокращены. Аудит считает, что эти показатели свидетельствуют об отсутствии эффективных мер по взысканию штрафов со стороны Агентства, лесных хозяйств и особо охраняемых природных зон.

    При этом, расходы из средств республиканского и местного фондов по охране окружающей среды и развития лесной отрасли, направленные для укрепления материально-технической базы (строительство административных зданий и кордонов, приобретение служебных автомашин и специальной техники) структурных подразделений агентства, а также поддержки и материальных поощрений сотрудников (выплата премий, расходов за проезд на транспорте и питание, осенние заготовки и др.) в 2014 году составили 137,7 млн сомов, 2015 году – 154,0 млн сомов, 2016-ом – 151,2 млн сомов, что в сравнении с общими расходами составляет 67,9%, 51,9% и 54,9% соответственно.

    Тогда как, расходы по разделу «Охрана атмосферного воздуха» составили в 2014 году — 12,0 млн сомов, 2015 году – 10,8 млн сомов и 800,0 тыс. сомов в 2016 году, или 5,9%, 3,6% и 0,3% соответственно.

    В ходе аудита также установлено, что со стороны руководителей лесных хозяйств и особо охраняемых территорий своевременно не были приняты меры по предотвращению незаконных строек на земельных участках государственного лесного фонда. В результате их бездействия, незаконно были возведены капитальные строения – зоны отдыха, жилые дома, превратив эти земли в населенные пункты. В то же время, незапланированные и незаконно появившиеся населенные пункты создают для органов местного самоуправления дополнительные нагрузки в части обеспечения электроэнергией, водоснабжением и потребность в строительстве школ.

    По предварительной информации государственного учреждения «Кыргызлесохоустройство», количество незаконно построенных объектов доходит до 3478 с общей площадью 335,65 га.

    Одной из важных проблем аудит считает отсутствие со стороны региональных структур Агентства надлежащего контроля за приживаемостью 1-3 летних саженцев, по которым инвентаризация проводится формально. В результате, по итогам проведенных лесоустроительных работ на 10-летний период деятельности лесных хозяйств выявляются участки с низкой приживаемостью, списанные и неподтвержденные посевы саженцев. Вышеперечисленные проблемы зафиксированы в лесных хозяйствах: Кара-Алма, Тоскоол-Ата, Чаткал, Орток, Авлетим, Аксы, государственном природном парке «Чон-Кемин».

    Отмеченные в Концепции экологической безопасности КР основные направления совершенствования экономических механизмов природопользования не в полной мере внедрены в работу, в частности: принцип «загрязнитель платит» и обеспечение зависимости размеров платы за выбросы и сбросы от их объема и опасности для окружающей среды и здоровья населения; введение единого экологического налога за загрязнение окружающей среды; применение новых экологически безопасных технологий; формирование и проведение налоговой и тарифной политики, стимулирующей переориентацию экономики с экспорта сырья на производство продуктов высокого качества и глубокой переработки; создание и применение системы налогов и пошлин, стимулирующих использование и ввоз экологически чистых технологий, товаров и услуг независимо от страны-производителя; внедрение рыночных механизмов, стимулирующих повторное использование и вторичную переработку промышленных отходов.

    По результатам аудита руководству госагентства даны предписания по устранению выявленных в ходе аудитов нарушений и недостатков.

    Поделитесь новостью