«Ихтамнеты» Советского Союза — «Версия»

В конце января СМИ сообщили о прибытии в Венесуэлу российской ЧВК – наёмники якобы должны защитить дружественный Москве режим Мадуро. В российском МИДе слухи о приезде ЧВК, естественно, категорически опровергли. Неудивительно: официально признавать своё военное присутствие на чужой земле в политике уже давно не принято. На Смоленской площади это хорошо знают: с середины прошлого века Советский Союз, расширяя зону своего влияния, проводил тайные войны более чем в 20 странах мира, пишет «Версия»:

Негласно воевать за своими границами СССР начал одним из первых в мире. Показательным примером считается война в Испании, где Красная армия впервые «попробовала зубы» на набирающем силу германском вермахте. Только если немцы, воевавшие не стороне Франко, не стеснялись открыто ходить в форме, нашим военным пришлось стыдливо прятаться – никто не должен был знать, что миролюбивое Советское государство участвует в чужой гражданской войне.

Само собой, всё это было секретом Полишинеля и любой в Европе знал, что испанский командир Дон Малино – в действительности советский полковник Родион Малиновский. Ладно ещё испанцы хоть как-то походили на русских, так что можно было маскироваться. Повторившему подвиг Маресьева лётчику Александру Грисенко, которого направили в Китай воевать с японцами, ради конспирации пришлось не только взять себе имя Ван Си, но и чуть ли не щуриться.

Позже, в 50-е годы, таким же образом появились «корейские асы» Ли Си Цын и Ван Ю Шин, ставшие героями армейского фольклора. Официально СССР нигде не воевал, однако в реальности не проходило года, чтобы группы советских военных специалистов не отправлялись в зарубежные командировки. Египет, Сирия, Ирак, Алжир, Мозамбик, Сомали, Эфиопия, Никарагуа – всего насчитывается более 20 стран. По примерным данным, участие в секретных операциях всего приняло свыше 1,3 млн советских солдат и офицеров.

«Победители соцсоревнований» плывут в Сирию

Рассказывать о том, как это было, участники операций начали только после крушения СССР – прежде каждого связывала подписка о неразглашении. Председатель Союза ветеранов Сирии Валерий Анисимов вспоминал, как в 1982 году их зенитно-ракетный полк тайно погрузили в Николаеве на лайнер «Украина» и отправили в Тартус – Хафезу Асаду срочно требовалась защита от израильской авиации. В целях маскировки все солдаты были в гражданской одежде, в газетах написали, что корабль везёт в круиз по Средиземноморью победителей соцсоревнований.

Участвовали ли советские военные в боевых действиях? Официально всегда подчёркивалось, что нет. Впрочем, и в Афганистане, как писали газеты того времени, наши солдаты только «строили школы». Хотя понятно, что на войну едут только за одним – воевать. В 1970 году по просьбе президента Египта Гамаля Абдель Насера Москва отправила в Синай войсковую группу. За три года до этого израильтяне воздушным ударом уничтожили всю египетскую авиацию и системы ПВО. За помощью Насер обратился к «русским братьям».

В итоге было принято решение о начале сверхсекретной операции «Кавказ», целью которой являлась защита неба Египта силами советских войск. Вскоре после прибытия «арабские» ракетчики отбили налёт израильской авиации, сбив три «Фантома». Советскому Союзу это стоило жизней восьми своих солдат, погибших при попадании бомбы в пусковую установку. Кто воюет на самом деле, для Израиля не было секретом. Так было решено осуществить операцию возмездия. 30 июля 1970 года израильские «Миражи» устроили ловушку – в воздушном бою погибли 10 советских пилотов. Спустя годы президент Египта Хосни Мубарак признался: мол, мы знали о засаде, но русские всё время говорили, что наши лётчики ничего не умеют, вот мы и решили ничего русским не говорить, чтобы проучить.

На волоске от смерти ходили и те, кто непосредственно не участвовал в боях. С 1975 года в Анголе, где СССР поддерживал пообещавшую идти «по социалистическому пути» правящую партию МПЛА, были сбиты и пропали без вести более 10 самолётов и вертолётов с советскими экипажами. Летом 1981 года южноафриканские наёмники атаковали позиции ангольских войск под г. Онджива. В результате погибли военный советник подполковник Киреев и его жена, советник политкомиссара подполковник Важник и жена прапорщика Николая Пестрецова, а сам раненый Пестрецов попал в плен. Грянул скандал – в ЮАР заявили на весь мир, что в Анголе воюют советские солдаты. Два года Пестрецова морили по тюрьмам, уговаривая дать показания, но он не сдался. Лишь после этого власти ЮАР обменяли его на тела своих погибших спецназовцев.

Точная цифра потерь СССР в Египте, Сирии, Анголе, Эфиопии и местах других тайных войн остаётся неизвестной – официально она никогда не называлась. По косвенным данным, за всё время погибли и умерли от ран и болезней порядка 17 453 советских граждан.

«Курсовой старшина купил себе «Жигуль»

«Чего греха таить, романтика романтикой, но в те годы некоторые уезжали в такие командировки, чтобы сменить место службы, а многие – за-ра-ба-ты-вать!» – пишет полковник Николай Ковтун, объясняя причину желания многих офицеров уехать куда-нибудь в Африку. Сергей Коломнин приводит конкретные цифры: военные советники зарабатывали более тысячи долларов, специалист и переводчик – от 600 до 800 долларов. Вот только имелся нюанс: на руки военные валюту не получали. К тому же, если жена командированного специалиста оставалась в Союзе, от заработка отнимали 20%. Из-за этого доходило до крайностей. Работавший в Эфиопии контрразведчик Борис Шадрин вспоминал, как однажды пришлось отправлять в СССР «груз 200». Чтобы не потерять валютный заработок, семейная пара подделала медицинскую карту жены, скрыв её порок сердца. Спустя два месяца, не выдержав африканского климата, она умерла.

Впрочем, даже кровно заработанные деньги советские офицеры получали не полностью. «Из оклада, что был положен по месту службы в Союзе, выплачивали по возвращении только 60%, – пишет Сергей Коломнин. Из-за этого многие экономили как могли. «Страшно унизительно было наблюдать, как болгары или венгры, часто летевшие «Аэрофлотом» из Луанды, отоваривались на доллары в аэропортовских фри-шопах», – с грустью добавляет он.

«Отдельные советские специалисты использовали местные природные ресурсы. Небольшой контейнер морских экзотических ракушек приравнивался по стоимости к двухкомнатной квартире в центре Ленинграда. И наши использовали эту возможность на все 100%, – описывал будни советских командированных Борис Шадрин. – Случались и «курьёзные» моменты. Однажды мне позвонил дежурный, сообщив, что в порту Массауа два наших специалиста ВМФ арестованы за кражу». Оказалось, из СССР в Эфиопию пришёл «гуманитарный груз» – автомобили. Моряки ночью отправились снимать с них запчасти. Не на продажу – чтобы поставить по возвращении на свои личные машины, детали к которым в советских магазинах были жутким дефицитом.

Тем не менее даже при таких условиях домой офицеры возвращались богачами. «После полутора лет командировки мы сделались по тем временам вполне обеспеченными людьми. Наш курсовой старшина купил себе «Жигуль», а остальные приобрели приличную аппаратуру и одежду», – отмечает Коломнин. Что ж, вряд ли это можно назвать адекватной платой за риск. Хотя не зря же и сегодня появляются свидетельства о том, что кто-то завербовался в ЧВК из-за отсутствия работы или ради погашения ипотеки.

КОНКРЕТНО

Что получил СССР в обмен на жизни своих граждан? По факту многие «союзники» лишь убаюкивали Москву заверениями в «нерушимой дружбе». В 1976 году президент Сомали Сиад Барре в один день заявил о денонсации договоров с Советским Союзом, предложив советским военным покинуть отстроенную военно-морскую базу. Заодно всё советское имущество было объявлено собственностью Сомали. До этого аналогичным образом поступил глава Египта Анвар Садат, решивший, что с США ему дружить намного выгоднее. В начале 90-х, после того как ослабевший СССР не смог дальше кормить своего африканского партнёра, о переориентации на Вашингтон объявили и власти Анголы. Безнадёжный ангольский долг за услуги советских военных специалистов, составлявший миллиарды долларов, пришлось просто списать. Эксперты отмечали: провалы СССР во многом обусловлены ментальностью. Советские люди в силу воспитания видели в африканцах друзей, веря им на слово и общаясь на равных. В результате те, что называется, садились своим покровителям на головы. В свою очередь, американцы вели себя как колонизаторы, покупая местные элиты и требуя взамен безоговорочного подчинения. Так, с помощью кредита США заставил Гвинею запретить советской дальней авиации использовать местный аэропорт, который был удобной точкой для слежки за американскими подлодками.

Источник: https://versia.ru/popadyote-v-plen-my-vas-ne-znaem

Поделитесь новостью