В Бишкеке, население подбирается уже к миллиону человек. Скоростной транспорт, безусловно, необходим. Но денег у страны нет. Тем не менее около года назад городская администрация объявила, что в 2018 году начнется строительство метро, которое, оказывается, было заложено в генеральный план развития города, утвержденный еще в 2006 году. После этого начался судорожный поиск инвесторов. Но пока инвестиции под вопросом, а строительство метро так и не началось, пишет «Инвест -Форсайт».
По меркам Бишкека это действительно мегапроект. Да и вообще, по меркам Центральной Азии строительство любых скоростных транспортных линий – мегапроект: читатель наверняка помнит, с какой помпой даже в богатом Казахстане анонсировались сдача в эксплуатацию метро в Алматы и начало строительства линии скоростного трамвая от железнодорожного вокзала до аэропорта в Астане. А что такое по уровню жизни и привлечения инвестиций Кыргызстан по сравнению с Казахстаном, показывает тот факт, что множество киргизов едут в Казахстан гастарбайтерами.
В генеральный план города строительство метро действительно было включено, причем сдать его планировалось к 2025 году. Впрочем, никто в городе не удивится, если мэрия и кенеш (муниципальный совет) сорвут сроки. Особо никто не удивился и тому, что в генеральном плане содержался столь амбициозный проект, поскольку к моменту создания генплана прошел только год после свержения президента Аскара Акаева, Кыргызстан строил какие-то наполеоновские планы по поводу зарубежных инвестиций, роста ВВП, но все закончилось свержением в 2010 году уже нового президента Курманбека Бакиева. После второй революции иллюзии мало у кого остались, хотя соседство с Китаем и сохранение экономических отношений с Россией все же дают некоторую надежду, что метро в Бишкеке начнут строить.
Сам проект с 2006 года претерпевал изменения, зачастую значительные. На момент первой революции население Бишкека с учетом иногородних мигрантов (особенно сильна миграция из аграрных южных горных районов республики, и она, видимо, будет нарастать дальше) уже перевалило за миллион, появились автомобильные пробки, количество маршруток стало угрожающим.
Первый проект был обнародовал членом городского кенеша Геннадием Шиловым, было проведено исследование российским Метростроем, по результатам которого сделан вывод о возможности строительства подземного неглубокого метро. Но уже тогда Шилов намекнул, что инвесторов на строительство подземного метро найти будет практически невозможно, поэтому будет построено легкое метро – либо наземное, либо надземное. Геннадием Шиловым назывались суммы: на две линии легкого метро общей протяженностью 15 км – $450 млн. Проект Шилова был абсолютно сырой, в нем даже не указывался маршрут следования линий. Чуть позже на сессиях городского кенеша был обнародован и план маршрута. Линии должны были разгрузить наиболее проблемные в плане пассажиропотока городские районы. Первая линия должна была связывать южные микрорайоны с центром и севером, вторая – восток с западом через центр, где предусматривалась пересадка на первую линию. Потом ряд депутатов городского кенеша предложил на будущее перспективный проект третьей линии, что, конечно, для миллионного Бишкека выглядит излишеством.
Примерно к 2009 году в киргизской экономике, в т.ч. в экономике столицы, стали нарастать кризисные явления. Речь о строительстве метрополитена уже не велась, на сессиях городского кенеша вопрос больше не ставился. В 2010 году произошла революция, результатом которой была отставка президента Бакиева и бегство его семьи из страны. Несколько дней Бишкек находился без власти, экономика города катастрофически пострадала от действий мародеров, разрушавших и грабивших объекты инфраструктуры. Только через четыре года после этих событий, в 2014 году, в мэрии и городском кенеше появились мысли, что можно было бы и вернуться к проекту скоростного метро.
Мэром было поручено разработать проект метро Агентству по развитию города. Там пришли к выводу, что наиболее подходящим для Бишкека решением в сфере скоростного транспорта будет монорельс. В мэрии даже заявили, что данный проект будет первым в Центральной Азии монорельсом (идей построить монорельс в Астане тогда еще не было). План оказался более экономным, чем первоначальный проект метро: его оценили в $100 млн. Привлечь планировалось инвесторов из Малайзии. Однако во время визита киргизской делегации в Малайзию не было достигнуто консенсуса. Проект сорвался. Сорвался также и план привлечения инвесторов из Саудовской Аравии. В Агентстве по развитию города сократили проект до одной ветки с инвестициями $200 млн, но и это не помогло. Негативную роль могли сыграть высказывания соавтора генплана Бишкека Сергея Дресвянникова, который в 2014 году объявил, что реальная стоимость подобных проектов – не меньше $500 млн.
После неудачи проекта монорельса в мэрии и городском кенеше долгое время молчали. В 2018 году начались новые попытки привлечь инвесторов, только уже не в монорельс, а в надземное легкое метро. В марте 2018 года состоялась презентация проекта детальной планировки Бишкека, в который были включены линии легкорельсового транспорта. На сегодняшний момент только обсуждаются вопросы привлечения инвестиций в проект, ясно, что в Малайзии и Саудовской Аравии искать инвесторов уже не будут. Как ни странно, в России пока инвесторы не изъявляли желания вкладывать деньги в бишкекское метро. В Китае, с которым Кыргызстан граничит, тоже никакого желания не изъявляют. В самом Кыргызстане денег нет – это власти признают. Тем не менее они констатируют, что вопрос с инвестиционным проектом метро решать необходимо. Дело даже не столько в пробках, сколько в ухудшении экологической обстановки, вызванном обилием маршруток. Метро должно разгрузить трафик маршруток и автобусов на 60%, считают в мэрии.
Впрочем, в конце 2018 года мэрия сделала жителям города «новогодний подарок». Советник мэра Гуля Алмамбетова выступила с заявлением о том, что найдены средства, чтобы протянуть от юга города до рынка «Дордой» линию метробусов, т.е. скоростных автобусов, передвигающихся со скоростью 60 км/ч, двигающихся с интервалом 2-3 минуты. Линии проложат на месте разделительной полосы. Так что мэрия, видимо, подготовила для горожан «утешительный приз» на случай, если не удастся найти средства для метро. О том, сколько средств инвестировано в проект, Алмамбетова не сообщила.