Преступники тоже люди, или Нужны ли Кыргызстану тюрьмы

Автор -
440

    Сегодня, 1 марта в Бишкеке состоялась пресс-конференция, участниками которой выступил омбудсмен КР Токон Мамытов, директор Национального центра по предупреждению пыток КР Нурдин Сулайманов, а также региональный директор неправительственной организации Международной тюремной реформы PRI Азамат Шамбилов.

    Темой для встречи с журналистами послужила тема, которая муссируется в прессе еще с прошлого года. С 1 января в силу вступили новые кодексы КР. Реформа проведена в рамках гуманизации, принятой Кыргызстаном. Хорошо ли, плохо ли, но постепенно, мы стараемся придерживаться международных стандартов. Власть государства, НПО и гражданский сектор учатся уживаться с новыми правилами – более человечными, искореняют ассоциации в отношении осужденных, дают шанс на исправление людям, совершивших проступки и некоторые виды преступлений.

    К чему приведет гуманизация?

    Многие не согласны с новым Уголовно-исполнительным, Уголовным, Уголовно-процессуальным кодексами, в том числе законом о пробации, который вступит в силу с 1 января 2020 года, считая, нынешние меры наказания слишком мягким. Однако эксперты уверены в обратном.

    «Для реализации нового закона о пробации, который вступит в силу с 2020 года, будет проведен ряд мероприятий на дальнейшее укрепление прав человека. Все заключенные должны пользоваться уважением и не один не должен подвергаться пыткам, все должны быть защищены», – уверяет Токон Мамытов.

    Преступники – тоже люди, среди них есть те, кто совершил преступление по глупости, по ошибке, не желая зла, а тем более плохих последствий. Чаще, это касается подростков, осужденных за кражу куска металлолома для последующей продажи, сотового телефона, потому что их родители не могут себе позволить купить ребенку смартфон, говорят в один голос эксперты.

    Плюсы закона о пробации

    Давайте рассмотрим ситуацию с другой стороны – глазами иной части населения. Пробация – новый институт нашего государства, который сочетает в себе меры государственного принуждения. Этот институт будет исполнять наказания не связанные с лишением свободы. Сюда входят такие виды наказания как общественные, исправительные работы, ограничения поведения.

    Новая мера уголовного законодательства, направлена на то, чтобы помочь осужденному жить по законам нашей республики. Если человек не хочет и не принимает данные условия, тогда его вновь отправляют в места лишения свободы.

    Как рассказал Азамат Шамбилов, согласно индексу загруженности тюрем, проводимому представительством Международной тюремной реформы, а также Международным Институтом по изучению тюремных вопросов, КР занимает 93 место – 171 осужденных на 100 тыс. человек.

    «Кыргызстану необходимо сократить тюремный контингент еще на 30%. На сегодняшний день, то количество осужденных, которое есть сейчас, является сложным для управления – обеспечение едой, охраной, безопасности общества и так далее. В связи с этим, важно задуматься о снижении тюремного населения на 30% ближайшие 3 года», – заявил региональный директор.

    По мнению директора, таким образом, государство сможет сэкономить множественные финансовые расходы, направленные на содержание заключенных. Это особенно актуально для Кыргызстана. Наша страна, увы, пока не относится к списку развитых сэкономленные деньги для нас совсем не лишние.

    Исходя из этой цепочки, следует понимать, что процесс выхода на свободу для осужденных – долгий, требующий огромного объема работы. Заключенный – человек и моментальное освобождение из-под стражи будет для него болезненным, особенно для тех, кто «на зоне» уже не первый год. Таким образом, для потенциального клиента пробации, будет отведен целый год работы со специалистами. Важно понимать, что в комиссионную группу входят не только сотрудники правоохранительных органов, а что немаловажно – простые гражданские – медики, психологи, социологи. Эти люди, помимо своих прямых услуг, будут помогать человеку восстанавливать документы, искать для него жилье, восстанавливать родственные связи, искать работу. Таким образом, ресоциализация начнется за полгода до освобождения и продолжится в течение полугода после.

    Долой тюрьмы!

    Как отметил Шамбилов, кыргызские тюрьмы – старые, в ужасном состоянии с 1930-1940 годов, где присутствует отрядный режим. А это не позволяет обеспечить безопасность осужденного, сотрудников и тех гражданских лиц, которые предоставляют свои услуги в закрытые учреждения.

    «Для приведения новых реформ, эти здания нужно закрыть, что мы и планируем сделать в последующие 5 лет. Мы будем проводить полномасштабный тюремный аудит, это позволит узнать качественный состав пенитенциарной системы, изучить дела осужденных, насколько справедливо они отправлены в места лишения свободы. На местах старых зданий, будут строиться новые по всем международным стандартам, с нормальными условиями содержания», – сказал Шамбилов.

    Кроме того, планируется сделать анализ детской колонии, где содержаться несовершеннолетние.

    «В будущем, мы хотели бы закрыть эту колонию и на ее месте построить реабилитационный центр, где детям позволят чаще видеться с родителями, их будут обучать, с ними будет работать группа специалистов — психологов, медиков и так далее. Все это для того, чтобы, когда ребенок вернется в общество, смог самореализоваться, потому что этот ребенок вырастет и он будет рядом с нашими детьми работать, жить», — добавил региональный директор.

    Словом, Кыргызстан ждут большие перемены, но достичь желаемых результатов, мы сможем только сообща.

    Поделиться