Следуя сложившейся постсоветской традиции, с наступлением весны киргизские политики, словно очнувшись от зимней спячки, начали пикировки. На этот раз их действия напоминают управляемый хаос. Даже при поверхностном рассмотрении оказывается, что большинство ударов направлено на бывшего президента Алмазбека Атамбаева, пишет «Вестник Кавказа»:
После продолжительной паузы экс-президент снова заговорил о желании вернуться в политику. В его планах – успешное выступление в парламентских выборах 2020 года. Пока Атамбаеву есть на что или на кого опереться. Он остается председателем Социал-демократической партии Киргизии (СДПК), имеющей большинство в парламенте.
Власти, держа в уме подобный сценарий, еще в прошлом году сделали попытку «выдернуть» СДПК из-под Атамбаева, но добились лишь раскола партии на два крыла – часть СДПК «присягнула» провластному Исе Омуркулову, а часть осталась верной Алмазбеку Атамбаеву. Лишить экс-президента полномочий председателя партии не удалось. Но Атамбаев, оставаясь формальным партийным лидером, не совсем вправе говорить от ее имени. Оппортунисты готовятся к своему съезду, который намерены провести в начале апреля. Они предпримут еще одну попытку оставить Атамбаева без партии.
«За всем этим, несомненно, стоят власти Киргизии. Они категорически против возвращения Атамбаева в большую политику и делают все возможное, чтобы воспрепятствовать этому, лишить его малейших шансов активно присутствовать на политическом поле страны и начать вести свою игру», – заявила «Вестнику Кавказа» киргизский общественный деятель, экс-кандидат в президенты Токтайым Уметалиева.
По ее словам, власть бьет Атамбаева с двух позиций. О первой уже сказано, а второй фронт против него открыли недавно вышедшие на свободу видные представители киргизского общества, оказавшиеся за решеткой в период президентства Атамбаева, и амнистированные его преемником Сооронбаем Жээнбековым.
«Это чисто политическая возня. Группу бывших высокопоставленных лиц, влиятельных людей амнистировали с конкретной целью – завязать «драку» с Атамбаевым. Налицо перегруппировка сил с прицелом на парламентские выборы», – считает Уметалиева.
Вышедшие на свободу политики, среди которых немало бывших крупных чиновников и даже губернаторов областей, уже объявили о намерении через суд восстановить репутацию и добиться того, чтобы «прелести» тюремной жизни познал теперь сам Аламазбек Атамбаев. Особенно активны члены политического движения «Народный парламент», которые были приговорены к многолетним тюремным срокам за измену родине, сотрудничество с иностранными военными и попытку организации переворота. С учетом того, что партия эта только зародилась и едва прошла регистрацию, выдвинутые против ее лидеров обвинения казались чрезмерными, а их планы, которые озвучивались в ходе судебных заседаний, плохо соотносящимися с действительностью.
Согласно обвинению, получалось, что с киргизскими политиками, создавшими «Народный парламент», встретились иностранные офицеры, пообещали военную помощь, уговорили «начать действовать», а потом куда-то исчезли. При этом «Народный парламент», собравший крайне немногочисленный митинг, который ни на что претендовать не мог, правоохранители отправили за решетку. Оказавшийся среди них бывший вице-премьер Бекболт Талгарбеков, выйдя на свободу, заявил, что «Атамбаев должен ответить за клевету и нанесенные оскорбления». Талгарбеков уже приготовил исковое заявление в суд против экс-президента.
«Самостоятельно без поддержки и даже указания властей никто ничего действиями против Атамбаева не добьется. Для начала им самим надо выпутаться из юридической коллизии – их амнистировала нынешняя власть по новому процессуальному кодексу, а статьи, по которым они получили свои многолетние сроки, – из старого кодекса. Поэтому самостоятельно они играть не могут, но под управлением властей сумеют повлиять на предвыборную обстановку в целом, помочь властям в создании необходимой им общей атмосферы», – полагает Уметалиева.
Что же касается Алмазбека Атамбаева, то как сказал «Вестнику Кавказа» киргизский политик Равшан Джеенбеков, экс-президент способен бросить вызов властям, но при определенных условиях. По его мнению, именно Атамбаев может противостоять действующему президенту Жээнбекову, поскольку равнозначных фигур на политической доске Киргизии больше нет. Нынешний лидер на данный момент могущественнее, однако у Атамбаева есть и деньги, а главное влияние на СМИ, которые способны помочь ему в избирательной кампании. Джеенбеков также полагает, что на руку Атамбаеву может сыграть и сам глава государства: в частности, многим в Киргизии не нравятся его «заигрывания с исламом».
В стране и без того растет влияние радикальных исламских течений, а когда президент некоторые свои выступления начинает с цитирования Корана или богословской литературы, то это в определенных кругах может расцениваться как некая отмашка или даже «зеленый свет». Между тем, еще до того, как Жээнбеков стал президентом Киргизии, в стране все знали о связях его семьи с политическими и предпринимательскими кругами на Ближнем Востоке. Впоследствии, об угрозе исламизации Киргизии стал говорить и экс-президент Атамбаев. Вероятно, он будет разыгрывать эту карту, надеясь на поддержку светских кругов республики.
По мнению Токтайым Уметалиевой, в будущем парламенте, выборы которого намечены на 2020 год большинство депутатских мест перейдет к политикам, приверженным тем или иным исламским организациям или течениям. Причина, по ее мнению, столь стремительной исламизации страны кроется в социальной уязвимости населения, экономической деградации, популяризации медресе, где преподают муллы, получившие образование в Пакистане, Египте, Саудовской Аравии, отсутствии качественного светского образования и альтернативной идеологии.
Так или иначе, но власть уже рассматривает сценарий политической нейтрализации экс-президента Атамбаева. Возможно, все удастся решить на партийном уровне – лишив Атамбаева его СДПК. А возможно, экс-президент завязнет в судах, представая ответчиком по искам бывших заключенных, и ему будет не до избирательной кампании, если, конечно, он получит допуск. Словом, хитросплетений в киргизской политике много, и проявились в свете приближающихся выборов не все.