До 20 марта мало кто мог похвастать полнотой информации о личности государственного деятеля и дипломата Касым-Жомарта Токаева. Но в этот день он, полагают эксперты, «раскрылся полностью». Какой политический вес будет иметь Токаев в роли второго в истории президента независимого Казахстана? Об этом пишет «Азаттык» (Казахстан).
Касым-Жомарт Токаев – сын казахского писателя Кемеля Токаева, окончил один из самых престижных вузов СССР – МГИМО. Карьеру начал сразу по окончании университета в советском министерстве иностранных дел. В первую загранкомандировку был отправлен в 22 года в советское посольство в Сингапуре. На протяжении всей дипломатической карьеры находился на виду, в частности, два года проработал заместителем генерального секретаря ООН.
Информация личного характера о Токаеве в открытых источниках крайне скудная. Известно, что он женат на Надежде Давыдовне Токаевой, у четы – один ребенок. Тимуру Токаеву – 34 года. Пять лет назад казахстанские СМИ писали, что компания «Аби Петролеум Кэпитал», соучредителем которой является Тимур Токаев, заработала в 2012 году почти миллиард тенге.
В полдень 20 марта ранее возглавлявший сенат 65-летний Касым-Жомарт Токаев был приведен к присяге в качестве президента Казахстана. Вскоре после он внес ряд предложений по увековечению личности своего предшественника и предложил избрать председателем сената 55-летнюю Даригу Назарбаеву — старшую дочь экс-президента Нурсултана Назарбаева, объявившего о добровольной досрочной отставке за сутки до этого. В процессе тайного голосования Назарбаева была единогласно избрана спикером верхней палаты.
Следом парламент принял закон о переименовании столицы Казахстана Астаны в Нурсултан — также по предложению президента Токаева. Для этого пришлось внести изменения в Конституцию страны, на инициирование которых у Токаева как у временного президента нет полномочий. Эта проблема была оперативно решена — с помощью Конституционного совета, который в скором порядке дал зеленый свет инициативе.
Если до сих пор Касым-Жомарт Токаев выглядел эдакой темной лошадкой, то теперь, считают эксперты, он засветился основательно. Отныне, говорят некоторые аналитики, политическая суть президента Токаева стала «предельно ясной»: он «верный политический нукер» Назарбаева. Другие эксперты пытаются проанализировать иные детали политического портрета временного президента Токаева и его нынешнего положения в структуре государственного управления, подвергшейся изрядным изменениям за последний год.
«ПИАРИТЬСЯ ПО-НАЗАРБАЕВСКИ»
Журналист и правозащитник Сергей Дуванов, руководитель информационно-мониторингового центра Казахстанского бюро по правам человека, в своем посте в Facebook’e пишет, что те, кто сожалеет об увольнении Назарбаева по собственному желанию без объяснения причин, и те, кто радуется этому, полагая, что это начало грядущих изменений, — одинаково наивно ошибаются.
«С чего начал новый президент? С предложения переименовать Астану в Нурсултан. Это всё, что нужно знать о приоритетах политики Второго президента. Второй президент это не просто протеже Первого президента, это его конченный продукт. И поэтому он будет делать только то, что ему скажет его Хозяин. Кто этого еще не понял, тот вообще ничего не понимает в политике и диктаторах, почувствовавших вкус власти», — утверждает Сергей Дуванов.
Депутат мажилиса Ахмед Мурадов же уверен, что Токаев «ни при чем», когда дело касается переименования столицы Астаны в Нурсултан.
— Этот вопрос давно назрел, — говорит он Азаттыку.
Директор Казахстанского бюро по правам человека Евгений Жовтис считает, что Касым-Жомарт Токаев оказался как бы «зажат» кланом Назарбаева: сверху — первым президентом Нурсултаном Назарбаевым, снизу — его дочерью Даригой, которая теперь стала вторым лицом в государстве после самого президента Токаева. Но и сам он, по мнению Жовтиса, с первых шагов демонстрирует умение политически пиариться «по-назарбаевски».
— Западу, с учетом нынешних тенденций в сторону гендерного равенства, вне всякого сомнения, понравится назначение (а не избрание, по сути) женщины (Дариги Назарбаевой – Ред.) вторым человеком в мусульманской стране. Это выверенный международный пиар-ход со стороны президента Токаева, — говорит Жовтис.
Вместе с тем эксперт отмечает, что Токаев находится также в плотном окружении силовиков с опытом работы в спецслужбах:
— Назарбаев предусмотрительно обложил Токаева людьми из КНБ. Это не только председатель КНБ Масимов или министр обороны Ермекбаев, который раньше работал в спецслужбах. Это и Нурдаулетов, который десять лет проработал в КНБ и которого Назарбаев назначил генеральным прокурором накануне объявления своей отставки. Назарбаев подтянул к себе плотнее Масимова и Ермекбаева, присвоив им генеральские звания (чины были присвоены 18 марта 2019 года – Ред.). Так что Назарбаев всегда будет знать не только о том, что делает президент Токаев, но даже о том, что Токаев думает, — считает Жовтис.
Бахытжан Торегожина, глава правозащитной общественной организации «Ар.Рух.Хак» и координатор экспертного совета по политическим заключенным (власти Казахстана отрицают наличие в стране политзаключенных), говорит, что если в связи с «отречением» Назарбаева она еще питала какие-то иллюзии в области возможных демократических перемен, то после «инаугурации» Токаева все они исчезли.
— Я поняла, что Токаев не станет предпринимать никаких демократических шагов, например, не начнет свою деятельность с помилования тех же политзаключенных Мухтара Джакишева, Арона Атабека, Макса Бокаева и других, а также не прекратит уголовное преследование Серикжана Билаша, — говорит Торегожина, припомнив, что еще в начале 2000-х годов Касым-Жомарт Токаев в бытность премьер-министром запомнился своим выражением «киндер-сюрпризы» в отношении «взбунтовавшихся» тогда так называемых «младотюрков» из правительства, создавших оппозиционное движение «Демократический выбор Казахстана» (ДВК), впоследствии объявленное экстремистским и запрещенное на территории Казахстана.
КТО КОНТРОЛИРУЕТ «КАЗАН»?
Директор Группы оценки рисков политолог Досым Сатпаев, условно называя «китайцами» президента Касым-Жомарта Токаева, главу КНБ Карима Масимова и министра обороны Нурлана Ермекбаева — из-за их базовой профессиональной подготовки как китаеведов, тем не менее отвергает версию о том, что такой кадровый расклад в высших эшелонах власти предполагает отход от России и курс на сближение с Китаем.
— Многовекторность внешней политики Казахстана как была раньше, так и останется, — считает Сатпаев, отмечая, что у Казахстана хорошие отношения с Россией, Китаем и США.
Депутат мажилиса Владислав Косарев говорит, что президент Токаев во внешней политике прежде всего будет, как и прежде, ориентирован на Россию. Однако и с Китаем, считает Косарев, надо развивать экономические связи и привлекать оттуда инвестиции.
— Однако они дорого стоят, — добавляет он в беседе с Азаттыком.
Досым Сатпаев утверждает, что Нурсултан Назарбаев оставил своему преемнику Токаеву устойчивую конструкцию, со всех сторон укрепленную силовыми структурами. Они, в свою очередь, будут находиться на коротком поводке у самого Назарбаева (Назарбаев, в частности, сохранил за собой пост главы Совета безопасности Казахстана, конституционного органа, имеющего широкие полномочия в области определения внутренней и внешней политики страны. Это ведомство Назарбаев может возглавлять пожизненно – Ред.). Как считает Сатпаев, с учетом этих факторов, а также личной преданности второго президента первому Токаев будет фактически подчинен Назарбаеву.
Директор Казахстанского бюро по правам человека Евгений Жовтис на вопрос о том, может ли возникнуть конфликт между двумя вертикалями власти — президента и председателя Совета безопасности, говорит, что считает такой сценарий практически невозможным, опять же из-за преданности Токаева Назарбаеву и кратковременности пребывания Токаева в должности президента (Токаев, как предполагается, должен занимать пост до декабря 2020 года – срока истечения действующего президентского мандата – Ред.):
— Конфликта не будет, поскольку Назарбаев контролирует весь «казан», считает Жовтис. Он таким образом перефразирует казахскую поговорку «Екі қошқардың басы бір қазанға сыймас» («Головы двух баранов не поместятся в одном котле» – Ред.)
65-летний Токаев, бывший премьер-министр и министр иностранных дел, стал вторым в истории независимого Казахстана президентом. Назарбаев, объявляя о своей отставке 19 марта, сообщил, что президентские полномочия переходят к Токаеву «до окончания выборного срока», затем состоятся новые выборы. Несмотря на то, что срок истекает в 2020 году, многие эксперты солидарны во мнении, что голосование может пройти уже в декабре этого года.