Сенсационная находка в дюнах
Один из руководителей данного исследования, доцент археологии перуанского национального университета Трухильо Габриэль Прието обнаружил место захоронения несколько лет назад. В то время он вел на территории Перу полевые археологические работы по изучению древних культур, и однажды к нему подошел местный житель и сказал, что его дети нашли в близлежащей дюне многочисленные кости. Прието поспешил к месту, указанному мужчиной, и взглянув на находку, сразу понял, что речь идет о важном археологическом открытии.
Изучив местность, исследователи обнаружили массовое захоронение детей в возрасте примерно от 5 до 14 лет, а также молодых лам. Дети были завернуты в яркие саваны из хлопчатобумажной ткани и похоронены группами по трое, причем были расположены в определенном порядке – от младшего ребенка к старшему. Ламы же лежали либо рядом с этими телами, либо поверх них. Во многих случаях животных разных окрасов (коричневого и бежевого) хоронили вместе, но укладывали в противоположных направлениях. Здесь же археологи обнаружили и тела двух взрослых женщин и мужчины.
Точную причину смерти взрослых установить не удалось. Но вот характерные повреждения на костях груди детей, а также смещение ребер у скелетов позволило ученым сделать единственно логичное предположение, что у каждого ребенка и животного перед захоронением извлекли сердце. Кроме того, анализ останков показал, что все люди и ламы на момент гибели были здоровы.
Исследователи долго изучали эту странную находку и, наконец, пришли к выводу, что речь идет о ритуальном жертвоприношении. Дело в том, что представители культуры Чиму, которая доминировала на большей части перуанского побережья с XI по XV век, очень сильно зависели от сельского хозяйства. А оно здесь процветало и было невероятно развито: у Чиму имелась широкая и сложная система орошения своих угодий и они собирали огромные урожаи, несмотря на то, что жили в довольно засушливом климате. Но однажды, как предполагают ученые, индейцы столкнулись с таким опасным природным явлением, как эль-ниньо. Из южной части Тихого океана начала интенсивно испаряться теплая вода. Она обрушилась на перуанское побережье мощнейшими проливными дождями, не только затопив земли Чиму, но и погубив жизнь вдоль берегов, что вызвало хаос и панику в обществе.
Дети верили, что они спасут свой народ?
Разбушевавшаяся стихия, по мнению исследователей, заставила индейцев Чиму пойти на крайнюю меру: они решили сделать ритуальное жертвоприношение своему божеству. Скорее всего, речь шла о Луне, которую этот народ боготворил, почитая выше Солнца (считавшегося у местных жителей разрушителем) и воспринимал как покровителя сельского хозяйства. Но, возможно, «послание» предназначалось и другим богам.
Коллега перуанского ученого, профессор кафедры антропологии в Университете Тулейн Нового Орлеана Джон Верано заметил: «Если мы найдем дополнительные доказательства нашей гипотезе, то это будет означать, что речь идет о крупнейшем жертвоприношении детей в мировой истории, а также о самом массовом ритуальном убийстве лам в Южной Америке. Ничего подобного больше нигде не встречалось».
Впрочем, даже сейчас косвенных доказательств тому достаточно. В частности, исследования показали, что в то время, когда были захоронены дети и ламы, данная местность была насквозь пропитана водой (ученые даже обнаружили древние следы людей и животных в грязи).
Не совсем ясно, почему для данного ритуала индейцы выбрали именно этот участок, расположенный в нескольких сотнях метров от побережья и примерно в трех километрах от древнего индейского города Чан-Чан. А вот на вопрос, почему в качестве жертв были выбраны именно дети, у исследователей ответ есть. Дело в том, что у индейских, да и у некоторых других древних народов дети рассматривались как чистые, невинные существа, которых еще нельзя считать полноправными членами общества, а значит, их вполне можно воспринимать как своего рода дар и посланников богов.
Интересно, что не все из найденных погибших детей оказались местными. Углеродный и азотный анализ останков показал, что некоторые ребятишки были каким-то образом доставлены сюда из других регионов и этнических групп Чиму.
Что же касается столь странного ритуала (удаление сердца), то оно вполне соответствует обычаям местных индейцев. «Например, сегодня некоторые аборигенные жители в боливийском нагорье все еще извлекают сердца из жертвенных лам», – отметил Верано.
Сейчас останки детей хранятся под надзором Министерства культуры Перу, и исследователи продолжают изучать их, чтобы получить более подробное представление о ритуальных и жертвенных практиках империи Чиму.
Нам, современным людям, такое массовое убийство кажется верхом жестокости. Однако все не так однозначно. Куратор исследования, профессор и руководитель направления антропологии музея Чикаго Райан Уильямс поясняет: «Мы должны помнить, что у индейцев Чиму было совсем иное восприятие мира, нежели у западного человека XXI века. В частности, их понятия о смерти и той роли, которая отведена каждому человеку во Вселенной, также отличались от наших. Не исключено, что юные жертвы добровольно шли на смерть, считая, что они посланники и отправляются к своим богам. Возможно, общество объяснило детям, что их умерщвление – это единственный способ спасти народ от разрушений и гибели».