Вступив в должность президента 20 марта, Касым-Жомарт ТОКАЕВ, невзирая на праздники и выходные, провел ряд стремительных кадровых перестановок в Администрации президента, перенастроив тем самым президентский аппарат под себя, пишет ia-centr.ru.
Известный казахстанский политолог, главный редактор биографической энциклопедии «Кто есть кто Казахстане» Данияр АШИМБАЕВ указывает на то, что ближайшие полгода станут для опытного казахстанского политика своеобразным «испытательным сроком», который определит, будет ли он баллотироваться на предстоящих президентских выборах:
— Данияр Рахманович, первые достаточно решительные шаги Касым-Жомарта Токаева на посту президента, похоже, опровергают расхожий тезис о том, что он политически несамостоятельная фигура, «транзитный» президент и прочее. Какие первоочередные задачи, стоят сегодня перед новым президентом?
— Думаю, что на данный момент Токаеву нужно максимально быстро выстроить собственную систему сдержек и противовесов. Очевидно, что кого бы он там не смещал, вряд ли все они будут бегать жаловаться первому президенту. Власти сегодня нужно понять, что все заслуги министров, акимов, олигархов перед Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ, которые обеспечили им продвижение по службе и нынешний статус, — фактически были обнулены 20 марта сего года.
Сегодня им всем нужно исходить из реалий, что в стране новый президент, который, собственно говоря, никому из них ничем не обязан. И как они будут выстраивать с ним отношения – удачно или неудачно – покажет время. Сейчас элитам надо понять, что президент поменялся, и хотя Нурсултан Абишевич остается во главе и партии «Нур Отан», и Совета безопасности, тем не менее, значительную часть полномочий не только де-юре, но и де-факто, он оставил второму президенту.
Полагаю, что перед Токаевым до начала президентской электоральной кампании стоит задача продемонстрировать всем, что ситуацию он в стране контролирует. Это будет определять вопрос его выдвижения на очередных выборах. Будет ли это именно он, или кто-то другой – пока непонятно. При этом вряд ли Токаев сможет пойти на слишком уж радикальные шаги и решения.
Напомню, что та модель смены власти, которая была у нас реализована – не по Конституции, а на основании решения Конституционного совета – выглядит в определенном смысле не совсем безупречной. В принципе, в ней заложен механизм отката назад, что называется, «в случае чего». Отмечу, что официально речи о том, что Токаев пойдет на следующие президентские выборы, не шло.
Впрочем, как и о том, что это будет, допустим, Дарига НАЗАРБАЕВА. Токаев фактически находится сегодня на испытательном сроке, и ему надо продемонстрировать, что он является полноценным президентом, а не врио президента, не «транзитным» президентом, как говорят вокруг.
В запасе у него менее полугода, ежели выборы все-таки состоятся в декабре нынешнего года. То есть времени на долгие раздумья и раскачку у него нет. С одной стороны ему необходимо обеспечить преемственность курса, с другой – подстроить систему управления под себя. Не в плане изменения структуры, а в плане расстановки людей. Чем он уверенно занимается уже с первых дней своей работы.
Можно отметить, что за последние годы Нурсултан Назарбаев убрал с поля Крымбека КУШЕРБАЕВА, Имангали ТАСМАГАМБЕТОВА, Адильбека ДЖАКСЫБЕКОВА, Нуртая АБЫКАЕВА, а также ряд других фигур. Тем самым открыв Токаеву возможность бесконкурентного прохождения в преемники.
Однако это отнюдь не отменяет того, что среди вышеперечисленных и тех, кто остался в Астане и у власти, нет тех, кто хотел бы видеть президентом себя. И готов достаточно жестко защищать свои интересы. Токаеву в этих условиях нужно, что называется, «показать зубы».
И полагаю, у него это получается. Помню, еще лет пятнадцать назад один из дипломатов сказал мне: «Вы слишком недооцениваете Касым-Жомарта Кемелевича». И, похоже, Токаев сегодня опровергает прежние стереотипы о себе.