Неандертальцы стали каннибалами из-за изменения климата

Неандертальцы, жившие в период межледниковья 128–117 тысяч лет назад на юге Европы, возможно, были каннибалами по необходимости. Так считают французские ученые, опубликовавшие результаты исследования в Journal of Archaeological Science. По их мнению, изменение климата привело к уменьшению количества крупных и средних животных в регионе, где жили неандертальцы, поэтому им пришлось начать поедать друг друга, чтобы выжить, пишет N+1.

За последние 400 тысяч лет Микулинское (Эемское) межледниковье было самым теплым. Оно продолжалось больше 10 тысяч лет, 128–117 тысяч лет назад. Средняя температура была примерно на 1–2 градуса Цельсия выше, а уровнь моря на 6-9 метров выше, чем сейчас. Как в это время менялись флора и фауна в той или иной области, и как переносили теплый климат жившие в то время в Европе неандертальцы, мы знаем плохо. На сегодняшний день в Западной Европе известно мало мест с точно датированными стратиграфическими слоями, где сохранились бы и останки животных и растений, и следы присутствия древних людей, живших во время Микулинского межледниковья.

Одно из таких мест — пещера Мула-Герси на юго-востоке Франции. Здесь есть стратиграфические слои, образовавшиеся во время Микулинского межледниковья, а в них сохранились животные и растительные остатки, каменные орудия и остатки жженого угля. В начале 1990-х годов в Мула-Герси, в слоях, соответствующих Микулинскому межледниковью, нашли останки шести неандертальцев, двух взрослых, двух подростков и двоих детей. По всей видимости, они стали жертвой каннибаллов: на костях ученые обнаружили отметины, сделанные каменными орудиями, тела древних людей расчленили, а на костях пальцев сохранились отметки человеческих зубов.

Большинство исследователей, изучавших каннибализм древних людей, сходятся на том, что чаще это была не ритуальная практика, а возможность пополнить запасы белка при отсутствии другой животной пищи. Археологи Альбан Дефлёр (Alban R. Defleur) и Эммануэль Дескло (Emmanuel Desclaux) из Национального центра научных исследований Франции предположили, что южно-европейские неандертальцы стали каннибалами вынужденно. Из-за изменения климата в регионе условия жизни стали тяжелее, крупная дичь исчезла и древним людям пришлось есть друг друга.

Авторы еще раз проанализировали останки неандертальцев, их каменных орудий, животных и растений, найденных в Мула-Герси в слоях, сформировавшихся во время последнего межледниковья 128–117 тысяч лет назад, а также до и после него, и сравнили свои данные с другими публикациями.

Ученые подтвердили, что климат в районе Мула-Герси в период Микулинского межледниковья был теплее, чем сейчас. Изменение климата с холодного и засушливого на теплый и влажный произошло довольно быстро. По мере того, как менялся климат, изменилась и фауна, и ландшафты. В слоях, соответствующих ледниковым периодам ученые находили кости шерстистых мамонтов, северных оленей и леммингов. Во время межледниковья их сменили лани, носороги и медведи, но крупных и средних животных, судя по сохранившимся в пещере останкам, стало гораздо меньше. Зато появляется много мелких лесных грызунов, черепахи и змеи. Судя по растительным остаткам, вместо лугов появились леса, охотиться в которых было труднее.

Анализ зубной эмали найденных в пещере неандертальцев показал, что они они страдали от недоедания и болезней. Хотя у них был разнообразный растительный рацион и периодически они ели мясо, по-видимому, им часто приходилось голодать и есть растения, которые росли в районе пещеры. В таких условиях неудивительно, что они восполняли недостаток белка за счет сородичей. По-видимому, они поедали умерших членов группы или убивали более слабых. В Мула-Герси четверо из шестерых неандертальцев — дети и подростки моложе 15-16, двое остальных — пожилой мужчина и человек хрупкого телосложения, возможно, женщина.

По словам авторов исследования, у них впервые появились доказательства,что неандертальцы переживали тяжелые времена. Они делали все, для того, чтобы выжить и их действия не отличались от того, что в похожей ситуации сделали бы люди.

Ранее ученые показали, что неандертальцы были довольно практичными каннибалами: они использовали кости съеденных соплеменников, как орудия труда.

Поделитесь новостью