В проекте строительства железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан пока все еще больше вопросов, чем ответов, считает эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде первого президента Казахстана Антон Бугаенко.
«В проекте строительства железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан пока все еще больше вопросов, чем ответов. Проект развивается очень медленно, страны, в нем участвующие, до сих пор не согласовали маршрут этого железнодорожного пути», — прокомментировал Бугаенко для КазТАГ сообщение о том, что Россия рассматривает возможность участия в проекте строительства дороги.
Привлечение Москвы, продолжил эксперт, по замыслу Бишкека должно оживить этот проект.
«И здесь возникает два вопроса: сможет ли привлечение России к реализации проекта активизировать переговоры по нему, и существует ли в России интерес к этому проекту в принципе? Также пока не ясно, на каких условиях России предлагают участие в строительстве этой железной дороги», — сомневается собеседник агентства.
В течение последних месяцев, вспоминает спикер, неоднократно появлялась информация о возможной продаже киргизских железных дорог РЖД.
«И хотя эти слухи опровергались киргизскими чиновниками, участие России в проекте транзитной магистрали на правах собственника может пробудить интерес Москвы к данному проекту. Это особенно важно в свете планов России по усилению своего присутствия в регионе», — полагает Бугаенко.
По его мнению, вопрос создания транзитной железной дороги из Китая в Узбекистан действительно попадет в поле зрения Москвы.
«И ее реакция может быть различной, в зависимости от приоритетов России в регионе. С точки зрения чистой геополитики создание подобного железнодорожного пути, открывающего эту часть региона для Китая, к тому же узкоколейного, Россией приветствоваться не будет. Однако если процесс создания этой дороги невозможно будет остановить, Москва вполне может поставить его под свой контроль, а также использовать его себе на пользу», — предположил эксперт.
При этом нельзя однозначно сказать, что этот железнодорожный путь станет конкурентным для России, убежден собеседник агентства, так как даже в своей максимально возможной конфигурации он обеспечит транзит скорее между Китаем и Ближним Востоком, чем между Китаем и ЕС – основным транзитным маршрутом по территории России.
«Поэтому участие РЖД откроет для Москвы возможности участвовать в транзитных перевозках на новом направлении, не создавая при этом конкуренцию северному маршруту, проходящему по территории России, перевозки по которому будут расти высокими темпами – в этом году ожидается около 350 тыс. контейнеров, в сравнении с 280 тыс. контейнерами в 2018 году», — делится статистикой спикер.