Diplomat: Казахстан и Кыргызстан подчиняются воле Пекина по cиньцзянскому вопросу

Автор -
1305

Автор статьи «Казахстан и Кыргызстан подчиняются воле Пекина по cиньцзянскому вопросу», опубликованной в издающемся в Японии международном онлайн-журнале Diplomat, обращается к теме «бессилия» Нур-Султана и Бишкека, когда дело касается защиты казахов и кыргызов, насильно помещенных в «лагеря политического перевоспитания» в Синьцзяне, сообщает «Азаттык» (Казахстан).

«Каждая история душераздирающая», – пишет журнал.

«Этнический кыргызский студент из Китая, который помог возродить классический кыргызский танец, приехал в Синьцзян в октябре 2018 года и после не смог вернуться в Кыргызстан; молодая уйгурка из Турции, проживавшая в Урумчи с родителями, вернулась в Турцию, чтобы продлить визу, и узнала об аресте отца и матери; двое детей в возрасте семи и шести лет, имеющие гражданство Турции, отправились в Синьцзян со своей матерью по китайским паспортам, и с тех пор от них нет никаких вестей; 75-летний отец жителя Калифорнии, имеющий право на проживание в Соединенных Штатах, поехал в Синьцзян и исчез…» – рассказывает издание.

Родственники людей, пропавших в Синьцзяне. Алматы, декабрь 2018 года.
Родственники людей, пропавших в Синьцзяне. Алматы, декабрь 2018 года.

 

Как отмечает издание, по последним данным, в «лагерях политического перевоспитания» в Синьцзяне может содержаться до 1,5 миллиона человек: уйгуры, казахи, кыргызы, представители других этнических групп, исповедующих ислам. Страны мира не знают, как ответить на эти действия Китая, считает журнал.

«Правительство Кыргызстана придерживается осторожного и спокойного подхода к синьцзянскому вопросу. В конце ноября 2018 года, когда в кыргызстанском парламенте некоторые депутаты потребовали ответа, а родственники [узников «лагерей»] и гражданское общество начали объединяться, правительства не было слышно. Затем в декабре президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков заявил: «Мы работаем по дипломатическим каналам. В этом вопросе мы должны учитывать, что речь идет о гражданах Китая. Как мы можем вмешиваться во внутренние дела другой страны?»

По мнению автора, Казахстан придерживается аналогичной стратегии, использует дипломатические каналы для освобождения своих граждан, а проблемы этнических казахов в Китае трактует как «внутренние дела» соседней страны.

«В последние недели Казахстан предпринял активные шаги по сдерживанию пропаганды, направленной на усиление давления на Китай в связи с проблемой этнических казахов, задержанных в Синьцзяне. Арест Серикжана Билаша (лидера незарегистрированного объединения «Атажұрт еріктілері», поднимающего проблемы казахов в Китае. –​ Ред.) 10 марта показал границы терпимости Нур-Султана в этом вопросе. Билаш, как сообщается, обвиняется в разжигании межнациональной розни. Хотя он был отпущен под домашний арест, будущее возглавляемой им группы активистов неясно», – пишет The Diplomat.

Затем издание в качестве примера приводит судьбу гражданки Китая, этнической казашки Сайрагуль Сауытбай, которая работала в одном из лагерей в Синьцзяне. Она незаконно пересекла границу и бежала в Казахстан. По словам автора, неоднократно отказывая Сауытбай в предоставлении политического убежища, Нур-Султан придерживается именно той политики, которая не будет раздражать Китай.

Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков (справа) и глава Китая Си Цзиньпин.
Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков (справа) и глава Китая Си Цзиньпин.

 

Кроме того, пишет Diplomat, 28 марта министр иностранных дел Казахстана Бейбут Атамкулов встретился со своим коллегой Ван И в Пекине. Согласно китайскому отчету об этих переговорах, «казахстанская сторона понимает и поддерживает меры, принятые в Синьцзяне для борьбы с «тремя силами зла» и обеспечения региональной безопасности и стабильности».

Как пишет издание, доказательств массовых нарушений Китаем прав человека в Синьцзяне достаточно, но «правительствам соседних стран, находящимся в глубокой экономической зависимости от Китая… в конечном итоге не достает сил не подчиняться воле Пекина», – заключает Diplomat.

«ПРИЗНАНИЕ» ВЛАСТЕЙ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Как пишет англоязычный сайт Eurasianet, «как бы Казахстан ни пытался, головную боль Синьцзяна он не исцелит».

«С одной стороны, ему необходимо умерить внутреннее недовольство, вызванное тем, что Нур-Султан не может помочь этническим казахам, ставшим узниками антимусульманской кампании по интернированию (принудительному ограничению свободы передвижения. –​ Ред.) в западном регионе Китая. Но это может вызвать раздражение руководства Китая – главного экономического партнера Казахстана», – пишет сайт.

Тем не менее, полагает Eurasianet, «министр иностранных дел Казахстана Бейбут Атамкулов «вышел из укрытия» и занял на сегодняшний день «самую открытую официальную позицию» относительно ситуации в Синьцзяне.

Отказавшись от терминологии Пекина, который предпочитает использовать эвфемизм «центры профессионального обучения», Атамкулов, выступая в парламенте 5 марта, назвал их «лагерями». Отметив, что, «к сожалению, это давление направлено не только на казахов», Атамкулов тем самым косвенно признал масштаб притеснений, пишет Eurasianet.

Но, продолжает издание, смелость министра, по-видимому, пошла на спад, когда он встретился с министром иностранных дел Китая Ван И 28 марта. Доказательство тому – заявление МИД Китая, в котором, среди прочего, говорилось, что Казахстан поддерживает политику Китая по борьбе с «тремя силами зла».

Последовавшие в СМИ сообщения, в которых это заявление воспринималось как выражение казахстанской поддержки китайской политики в Синьцзяне, вызвали смятение среди политического руководства в Нур-Султане. Министерство иностранных дел сразу же распространило сообщение с пояснениями, призвав средства массовой информации «правильно передавать заявления, не искажать, не заменять концепции и не вырывать фразы из контекста, особенно по вопросам, чувствительным для населения». Организации, отслеживающие ситуацию вокруг казахов в Китае, подвергли критике это заявление, назвав его «двуличной пиар-политикой».

«В правительстве есть несколько хороших людей, которые пытаются сделать всё возможное для казахов в Китае… Однако этого недостаточно. Китайское лобби здесь очень сильное. Вокруг плавают их деньги, они способствуют местной коррупции», – сказал проживающий в Германии этнический казах Омирхан Алтын в комментариях сайту Еurasianet.

Поделиться