Чьи имена казахстанцы увидят в избирательных бюллетенях 9 июня? Forbes.kz спросил об этом известных казахстанских политологов.
Кандидатом от правящей партии станет Касым-Жомарт Токаев.
Его кандидатуру выдвинет партия Nur Otan, считает Ербол Едилов, управляющий директор компании GR Consulting Group. Дарига Назарбаева, по мнению политолога, сохранит статус второго в государстве лица. Сами выборы президента станут лекалом, по которому в следующем году пройдут парламентские выборы. А с учетом того, что Казахстан вплотную подошел к созданию президентско-парламентской республики, это будет иметь важное значение.
— Что касается предполагаемых кандидатов, то они все были косвенно озвучены за пару часов до объявления выборов – это лидеры действующих политических партий Казахстан. С ними встречался Токаев – Азат Перуашев («Ақ Жол»), Айкын Конуров(Коммунистрическая народная партия Казахстана) и Али Бектаев («Ауыл»). От партии власти, разумеется, пойдет сам Касым-Жомарт Токаев. Неизвестно, почему среди упомянутых лиц на встрече не было лидеров партии «Бірлік» и ОСДП, но, думаю, первая все-таки выдвинет своего кандидата – мало известного электорату председателя Серика Султангали, — полагает Ербол Едилов.
Главная интрига объявленных досрочных выборов заключается в том, кто станет кандидатом номер один. Политолог, директор центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев называет две вероятные кандидатуры – действующий президент Касым-Жомарт Токаев и дочь первого президента, спикер сената, Дарига Назарбаева.
— Ещё одна интрига заключается в том, возможно ли появление некоего «черного лебедя», который теоретически может если не сломать уже, видимо, определенный в Акорде и Назарбаев-центре сценарий предстоящих выборов, то хотя бы заставить внести в него незапланированные корректировки, — написал в Facebook Андрей Чеботарев.
Незапланированных сценариев ждать не стоит. Казахстанцы, которые, судя по активности в социальных сетях, воспринимают выборы на Украине «как родные», будут разочарованы, считает известный политолог, директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев.
Он вспомнил прошлогоднее интервью Токаева телеканалу BBC, когда тот высказал личное мнение, что Нурсултан Назарбаев не будет баллотироваться в 2020 году. Тогда еще спикер сената, Токаев отметил, что «даже если президент Назарбаев не будет президентом этой страны, он будет иметь колоссальное влияние на внешнюю и внутреннюю политику«. Возможно, он уже тогда знал, какая роль ему уготована.
— Вне зависимости от того, кто получит эту должность, кто будет следующим президентом, ему придется решать те самые проблемы, которые не решались при первом президенте. Многие упускают важный момент — вряд ли эти выборы будут напоминать то, что мы видели на Украине. Однозначно здесь не будет 39 кандидатов и больше, здесь не будет «своего Зеленского» — некоего нового лица, не связанного с предыдущей политической элитой, который мог бы оттянуть на себя все протестные настроения. Если речь идет о потенциальном списке кандидатов, будут люди, аффилированные с властью. В качестве массовки будут выступать представители политических партий, с которыми Токаев встречался буквально перед заявлением о досрочных выборах, — добавил Досым Сатпаев.
Политолог Виктор Ковтуновский считает, что Токаев пришел «всерьез и надолго». Экс-спикеру сената в транзитном сценарии отведена роль выстраивания внутреннего механизма сдержек и противовесов.
— Мне кажется, если вдруг она тоже пойдет на выборы — будет чрезвычайная ситуация. Теоретически такое возможно. Но это означает раскол во власти, который обязательно перекинется на общество и приведет к определённой дестабилизации в стране. Я уверен, что есть сценарий транзита. По нему Токаев должен был не просто стать временно исполняющим обязанности, а баллотироваться и отработать положенный срок. Минимум пять лет. Я считаю, что такой ход развития событий наиболее вероятен, — поделился он своим мнением.
Продолжительная неопределённость отрицательно скажется на политической, и на экономической ситуации в стране, пишет политолог Айдос Сарым в своем Telegram-канале. Он объясняет, что стране нельзя застревать в ситуации транзита. Можно оказаться в мировой изоляции или впасть в стратегическую неопределенность. И то, и другое чревато соблазном вмешаться в наши внутренние дела со стороны больших игроков.
— Не секрет, что отечественный и мировой бизнес сейчас подвисли и ждут либо пролонгации правил игры, либо новых, ясных правил. Наши элитарии не умеют работать в условиях сложности и неопределенности. Если переходный период затянется, это демотивирует госаппарат и часть элиты. Вспомним 2004-й год, появление партии «Асар». Если тянуть до следующего года, мы расшатаем общество.
Активное обсуждение в социальных сетях вызывает пункт в Конституции о том, что президентом может быть гражданин «проживающий в Казахстане последние 15 лет». В период с 2011 по 2013 годы Касым-Жомарт Токаев жил в Женеве, где занимал пост заместителя генерального секретаря ООН. Впрочем, эксперты считают, что это не является существенной преградой. К примеру, Конституционный совет может дать разъяснения, что правило не распространяется на сотрудников дипломатических служб и международных организаций.