Прокатившуюся по стране в последние полмесяца череду назначений можно назвать особенной. И не только с точки зрения текущего политического момента. Нестандартной на этот раз выглядит не только логика, но и форма обновления крови в сосудах власти, пишет Camonitor.kz.
Кадровая интрига
Особенно четко это просматривается на примере кадровых изменений, происходящих в правительстве, куда приходят молодые, грамотные, незапятнанные скандалами и клановыми разборками фигуры.
Имеются в виду новые лица на постах вице-министров. И пусть не всегда логика их назначений очевидна, но в целом она все же прослеживается, рождая впечатление, что команда Аскара Мамина пытается поставить свою деятельность на более профессиональную основу. А, следовательно, нацелена на достижение некоего результата.
Конечно, не стоит забегать вперед, пытаясь просчитать, насколько этому будут способствовать сегодняшние кадровые пертурбации. Далеко не факт, что привлеченные в министерства и ведомства новички «сделают сказку былью».
Мало того, пока вообще непонятно, насколько безболезненно они впишутся в сложившуюся иерархию, в какой степени им будет позволено проявлять самостоятельность и инициативу, чтобы помочь «старшим товарищам» принимать правильные решения. Но демонстрируемый сегодня намек на смещение акцентов в кадровых вопросах все же вселяет некоторый оптимизм.
Конечно, трудно судить о том, отходят или нет на второй план традиционные для нас принципы личной преданности, клановости, землячества, родства. Однако их хотя бы учатся грамотно микшировать и заодно интегрировать с другими принципами меритократии.
Большинство новых заместителей министров, несмотря на достаточно юный по политическим меркам возраст, — фигуры состоявшиеся. Не только на госслужбе, но и в частном секторе. Их карьерный путь лишен заковыристых извилин, их не бросало из стороны в сторону – из одной сферы в другую.
Причем, что не менее важно, писать свою трудовую биографию они начинали не в мягких креслах в высоких кабинетах, а «в поле», постигая азы профессии с низовых звеньев. Наверх продвигались планомерно, без подозрительно резких рывков. Словом, производят впечатление «селфмейдменов», людей, которые делают себя сами.
В большинстве своем они не родились с золотой ложкой во рту. За их спинами не маячат легко узнаваемые профили «агашек». И искренне хочется верить в то, что на ключевых постах в министерствах они оказались исключительно благодаря своим деловым и профессиональным качествам.
Понятно, что на данном отрезке времени мы становимся свидетелями некоего кадрового эксперимента. И будет очень жаль, если он в скором времени прервется. После президентских выборов будет сформирован новый состав правительства, и сегодняшним новичкам, если они не сумеют проявить себя должным образом, места в министерствах может и не найтись. Но как бы то ни было, задумка команды Аскара Мамина интригует, и наблюдать за ее реализацией, как минимум, интересно.
Ставка на профессионалов
Если говорить конкретно о персоналиях, то, в первую очередь, стоит обратить внимание на кадры, которые привлекает министр цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности Аскар Жумагалиев. Их опыт и профессиональные навыки заточены под конкретные задачи, стоящие перед ведомством в ближайшей перспективе.
Так, 32-летний Аблайхан Оспанов с недавнего времени курирует вопросы развития электронных услуг. И понятно, почему выбор пал именно на него. Во-первых, он имеет профильное образование – выпускник Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева по специальности «Информатика». На протяжении пяти лет работал в частном секторе, а на госслужбу пришел в 2011-м. Стартовой площадкой для него стало Министерство внутренних дел, где Оспанов занимался координацией развития ИТ-проектов.
Затем были другие ведомства, но специализация оставалась все той же. В Министерстве связи и информации он занимал должность заместителя директора департамента государственной политики в области информационных технологий, в Министерстве транспорта и коммуникаций – заместителя председателя комитета по контролю автоматизации государственных услуг и координации деятельности центров обслуживания населения, возглавлял департамент по развитию электронных услуг и ЦОНов.
Занимался вопросами автоматизации и оптимизации государственных услуг и разрешительных документов, развитием информационной системы «ЦОН» и «электронного правительства», участвовал в разработке законопроектов «О государственных услугах», «О разрешительных документах и уведомлениях». В январе 2017-го занял пост председателя правления НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан».
Недавно руководитель департамента по связям с общественностью этого НАО Марат Жуманбай написал на своей страничке в «Фейсбуке», что именно Оспанов превратил госкорпорацию в монолитную организацию со стройной структурой, сформировал единый командный дух: «Аблайхан Есенович как опытный IT-специалист начал свою работу с усиления роли госкорпорации в процессе цифровизации госуслуг. Инициатива и идейная основа перевода многих госуслуг даже других госорганов появилась именно в госкорпорации (проактивные услуги, электронный больничный лист, блокировка данных на портале, выдача справок третьим лицам и т.д.). Сам Оспанов стал автором идей некоторых цифровых новшеств. В 2017 году он предложил получение госуслуг с помощью одноразового пароля, а уже в 2018 казахстанцы могли получать госуслуги с помощью телеграм-бота. Для того, чтобы гражданам не нужно было ходить в ЦОНы за справками для трудоустройства, он инициировал сервис «Paper free» (получение справок третьими лицами с согласия гражданина)… Идея онлайн-регистрации авто также продвигалась Оспановым. Сейчас казахстанцы имеют возможность регистрировать авто, находясь в разных городах или даже за рубежом. Радует то, что АЕ, как мы его за глаза называем, не уходит в другую сферу, а будет и дальше курировать цифровизацию госуслуг и развитие госкорпорации».
Конечно, такие лестные отзывы в нашем обществе воспринимаются неоднозначно. Но если в них есть хотя бы толика правды, то сделанная на Оспанова ставка вряд ли окажется проигрышной. В его лице Аскар Жумагалиев может приобрести незаменимого помощника. Тем более что «за кулисами» многие поговаривают о том, что Оспанову свойственна достаточно необычная для современных чиновников черта – лично тестировать свои идеи на практике.
Пополнилась команда Жумагалиева и 42-летним Асхатом Оразбеком. В качестве вице-министра он будет курировать вопросы информационной безопасности. Как и в случае с Оспановым, его послужной список говорит сам за себя. Инженер-программист по образованию, он несколько лет проработал рядовым инженером в лаборатории «Компьютерная математическая физика» Института прикладной математики, потом – в частных структурах.
Переломным в его карьере стал 2003 год, когда Оразбек поступил на службу в президентскую администрацию, где в течение трех лет заведовал сектором информатизации и защиты информации в отделе по защите государственных секретов. Кроме того, он работал в Государственной технической службе КНБ, АО «Национальные информационные технологии», АО «НУХ «Зерде», а также в частных компаниях. Последние два года занимал должность вице-президента по стратегии НКО «Ассоциация развития блокчейн и криптотехнологий в РК». Кстати, одним из ключевых направлений в деятельности ассоциации является кибербезопасность. А если быть точнее, то речь идет о разработке новых методов защиты ценных данных и интеллектуальной собственности, что как раз попадает «в цвет» нынешнего назначения Оразбека.
Можно сказать, что повезло с новым заместителем и министру юстиции Марату Бекетаеву. На первый взгляд, 33-летний Алмат Мадалиев, обладатель степени «магистр права», производит впечатление классической «темной лошадки», хотя и работает в ведомстве довольно давно.
Возможно, это связано с тем, что он редкий гость в публичном поле, и непосвященным трудно понять, из какого он слеплен теста. В период с 2010-го по 2014-й Мадалиев работал в департаменте по защите имущественных прав государства, затем два года практиковался в международной юридической компании, а после возвращения в Минюст не поднимался по карьерной лестнице выше директора департамента.
Можно было бы долго строить различные конспирологические версии в поисках ответа на вопрос, почему именно он пошел на повышение и занял пост вице-министра. Но точки над i расставил случай. Точнее сказать, «минута славы» в эфире республиканского ТВ. Тогда Мадалиеву пришлось комментировать юридические аспекты недавнего переименования столицы, которое вызвало неоднозначную реакцию в обществе.
Он четко, ясно, без привычных для наших чиновников заиканий, буквально на пальцах объяснил, что к чему и отчего не нужно поднимать ажиотаж вокруг этого вопроса. Так грамотно и эффективно тушить возникающие в социуме «пожары» могут далеко не все руководители государственных органов, в чем все мы убедились на примере Министерства труда и социальной защиты населения.
Не лыком шиты
Заслуживает упоминания и обновленная команда министра национальной экономики Руслана Даленова. Похоже, она может позволить ему самому и дальше демонстрировать некоторую расслабленность и несерьезность подходов к работе. А почему бы и нет? Министр может сколько угодно бегать по столичным рынкам и сравнивать цены, когда ему есть на кого опереться.
Взять, к примеру, вундеркинда (и это не ирония) Мади Токиева, который уже в 16 лет стал студентом вуза, экстерном окончив Республиканскую специализированную физико-математическую школу имени Жаутыкова, а в 20 получил вузовский диплом.
Недавно новоиспеченному вице-министру исполнился 41. За эти годы он успел сформировать солидный профессиональный багаж: получил три высших образования, но не ринулся с красивыми корочками в центр, а остался работать на периферии – в налоговых департаментах по Алматы и Алматинской области.
На уровень министерства вышел всего несколько лет назад: в Минфине руководил управлением, в Министерстве национальной экономики – департаментом. Последнее перед назначением на пост вице-министра место службы — департамент налогового контроля Комитета государственных доходов, который Токиев возглавлял в течение двух лет.
Еще одной опорой для Даленова может стать Ермек Алпысов, последним местом работы которого до назначения вице-министром был отдел государственного контроля и организационно-территориальной работы администрации президента РК.
Он чуть постарше большинства новичков (ему 47), но и опыт у него куда разнообразнее. Алпысов 14 лет работал акимом на разных уровнях в регионах. Причем хозяйственник из него поучился исключительный.
Например, жители Талдыкоргана до сих пор сожалеют о том, что его призвала на службу столица. И именно такой человек, как Алпысов, вполне способен стереть ту самую грань между министерским кабинетом и реальной жизнью, сам факт существования которой сгубил не один десяток красиво расписанных реформ и здравых в теории, но нежизнеспособных на практике инициатив. В том числе и тех, что потоком исходили из министерства, в котором он теперь будет служить.
Мимо тренда
Впрочем, надо признать, что некоторые из назначений никак не вписываются в наметившийся тренд. Взять для примера хотя бы приход на пост первого вице-министра сельского хозяйства 52-летнего Айдарбека Сапарова, который на протяжении предыдущих девяти лет занимал должность заместителя акима Северо-Казахстанской области.
Безусловно, его можно назвать профессионалом – зооинженер по специальности, бакалавр государственного управления. Когда-то руководил хозяйством, работал в региональном представительстве АО «Продкорпорация», несколько месяцев возглавлял областную территориальную инспекцию Минсельхоза. Но способны ли эти факты из биографии объяснить столь радикальную кадровую телепортацию?
В качестве первого заместителя акима области Айдарбек Сапаров отвечал за состояние и развитие аграрного сектора. И цифры в общем-то говорят в его пользу. Мало того, по итогам минувшего года СКО даже была признана лидером по диверсификации сельского хозяйства. Но регион традиционно является аграрным, со стабильно высокими показателями, а при масштабной поддержке сельхозпроизводителей государством испортить кашу маслом тем более трудно. Это, кстати, признает и сам Сапаров.
В начале января этого года на сайте МИА «Казинформ» было опубликовано интервью, в котором он прямым текстом говорит: «Все достигнутые успехи в отрасли обусловлены ежегодно оказываемой государственной поддержкой. В этом году в виде субсидий мы получили 35,5 миллиарда тенге»…
Впрочем, хочется верить, что отечественное сельское хозяйство до сих пор не может выйти из затяжного пике только потому, что в руководящий состав министерства не входили специалисты уровня Сапарова. Шутка.
А если серьезно, то при анализе последних рокировок в правительстве (историю с Мадиной Абылкасымовой смело вынесем за скобки, так как «ошибка» с ее переводом в новое министерство была быстро исправлена) возникает мысль, что они не случайны, что каждое назначение имеет свою подоплеку и далеко идущие планы. Главное – чтобы расчеты оказались верными, и ставка, сделанная командой Аскара Мамина на профессионализм, не сыграла со всеми нами очередную злую шутку.