Углубляя и расширяя виртуальную экспертную дискуссию по вопросам развития и взаимодействия стран Центральной Азии (ЦА) проект «Центральная Евразия» пригласил к участию в обсуждении известного узбекского социолога Арустана Жолдасова.
Владимир Парамонов (Узбекистан), руководитель аналитической группы «Центральная Евразия», www.ceasia.org: какие основные проблемы на пути развития государств ЦА и взаимоотношений между ними Вы бы обозначили?
Арустан Жолдасов (Узбекистан), социолог: для начала отмечу, что в этом вопросе два вопроса. Первый вопрос касается проблем развития стран, а второй — проблем взаимоотношений между ними. Ответ на первый вопрос, на мой взгляд, слишком широк для амбициозной краткости, а вот на второй вопрос попытаюсь ответить.
Развитие взаимоотношений (если имеется в виду интеграция постсоветских стран ЦА) находится на начальном этапе возрождения (во всех смыслах), благодаря инициативам президента Узбекистана Ш.Мирзиёева, поддержанных президентами стран ЦА.
Тем не менее проблемы и вызовы прошлого продолжаются в той или иной мере в настоящем.
Во-первых, в сфере политики проблемы на пути интеграции стран ЦА возникают из-за их вольных или невольных ориентаций во внешней и внутренней политике.
Внешние проблемы как препятствия или возможности извне для интеграции стран ЦА зависят от интересов основных внешних сил — США и ЕС, Китай и Россия (далее «внерегиональные силы»). Все эти силы, да и сами страны ЦА скорее не заинтересованы в политической интеграции в регионе, чем заинтересованы.
Интерес внерегиональных сил к политической интеграции стран ЦА может быть основан на том, что строить отношения с единой группой стран проще, чем с каждой в отдельности, но только, если эта интеграция будет в русле доминирующей политики одной из внерегиональных сил.
Но такого рода доминирование невозможно, не только потому, что внерегиональные силы конкурируют за влияние на страны ЦА, но и потому что сами страны ЦА конкурируют за влияние на внерегиональные силы и не заинтересованы в доминировании над собой одной из внерегиональных сил.
Например, отдельные внерегиональные силы и некоторые страны ЦА начинают все более попадать под влияние Китая, что воспринимается странами ЦА и их обществами как угроза территориальной целостности и суверенитету.
Поэтому другая часть стран ЦА стремится сохранять равноудаленную дистанцию между внерегиональными силами либо стремится максимально возможно дистанцироваться и от внерегиональных сил и от соседних стран ЦА.
Эти конкурентные отношения обусловлены в значительной степени еще и конкуренцией всех вышеупомянутых сил и стран за влияние на прилегающие к региону или тесно связанные с регионом государства (Афганистан, Иран, Азербайджан, Турция и т.п.).
Последствия этой конкуренции прослеживаются в истории членства или, наоборот, игнорирования членства в различного рода политических, экономических, военных союзах как СНГ, ОДКБ, ЕАЭС и пр.
Внутренняя политика стран региона соответственно ориентируется на стандарты внутренней политики доминирующих в ЦА внерегиональных сил. Это не позволяет развиваться гражданскому обществу стран ЦА, которое могло бы сыграть значительную роль в политической, экономической, социальной и культурной интеграции региона.
Основой политической интеграции служит, может и должна стать экономическая интеграция, но и в сфере экономики конкуренция в регионе между всеми упомянутыми силами и странами это скорее проблема и препятствие, чем возможность для интеграции.
Во-вторых, в сфере экономики все страны ЦА конкурируют на внешних рынках в торговле стратегическими источниками доходов («экспорт» трудовых мигрантов, углеводороды, золото, уран, медь, редкоземельные элементы, хлопок, сельская продукция и т.п.). Кроме того, внутри региона обостряется конкуренция за главный природный ресурс — воду: в распределении ее между странами.
Сокращение объемов стоков в реках и угроза засух представляют собой все более растущий вызов для продовольственной безопасности стран ЦА. Как следствие, с одной стороны, могут возникать трения между странами за воду. А с другой стороны — эта конкуренция представляет собой основную возможность и значительный потенциал интеграции стран ЦА: для начала во взаимовыгодном управлении водными ресурсами. Например, как это было с рынком стали для интеграции стран ЕС.
Экономическая конкуренция внутри региона между странами нарастает и по группам потребительских товаров, которые производятся внутри конкретных государств и по группам товаров, которые импортируются извне и экспортируются в соседние страны ЦА.
Например, это проявляется в конкуренции Дордоя и Хоргоса, крупнейших хабов импорта китайских товаров в ЦА. И такого рода хабы и конкуренции следует ждать в ближайшее время после ввода железных и автомобильных дорог из Китая и обратно в Китай (через и в ЦА). При этом конкуренция на региональным рынке представляет собой угрозу национальным производителям и становится основой для политики протекционизма стран ЦА, то есть препятствием для экономической интеграции.
В-третьих, в социальной сфере государственные границы, препятствия при их пересечении, затруднения в пребывании, занятости, предпринимательстве, получении социальных услуг, защите прав граждан стран ЦА в соседних государствах ЦА — еще одно существенное препятствие для региональной интеграции. И это препятствие существует несмотря на декларируемые в межгосударственных соглашениях стран ЦА свободу перемещения граждан, гарантии их прав.
В-четвертых, в сфере культуры тренды развития национальных ценностей в ЦА (в терминах «гражданственности», «единого народа» и «патриотизма») имеют разные векторы, скорость и «массу». Разные векторы, скорость и «масса» содержатся и в трендах развития разнородных по содержанию и уровню этнических и религиозных ценностей. К тому же в каждой из стран региона различны также и уровни толерантности к этим трендам и ценностям.
Все это служит угрозой политической стабильности в той или иной стране ЦА. Как следствие, это служит и основой для укрепления границ, препятствий в их пересечении нежелательными группами населения (экстремистами, радикалами, наркотрафиккерами) из соседних стран. И как очередное следствие, все это служит препятствием для интеграции культур народов ЦА.
В.Парамонов: возможны ли, на Ваш взгляд, какие-либо эффективные решения обозначенных проблем?
А.Жолдасов: на мой взгляд, это зависит от двух основных условий.
Первое условие — страны ЦА целиком попадут под доминирующее влияние одной из внерегиональных сил, которая урегулирует политическими средствами все обозначенные противоречия. Хотя вероятность этого сценария низка, тем не менее, она все же существует.
Второе условие — страны ЦА в совместных усилиях освободятся от указанных противоречий и скоординируют (во взаимовыгодных уступках) свои интересы.
На мой взгляд, к этому и движутся страны ЦА, и к этому очень надеюсь придут. Иначе развитие каждой из стран ЦА будет замедленно настолько, что они так и останутся «догоняющими» и развивающимися странами «3-го», если не «16-го» мира.
В.Парамонов: спасибо большое за столь глубокую междисциплинарную оценку проблем. Полностью согласен с ней. Единственное, что еще дополнительно выделил бы сферу безопасности как самостоятельный блок вопросов и соответственно проблем / решений.
Больший фокус на проблемах безопасности, надеюсь, мы сможем сделать в одном из последующих обсуждений. Также соглашусь и с утверждением о том, что без региональной интеграции страны Центральной Азии обречены на дальнейшее отставание в своем развитии.
Тем не менее не могу согласиться с явно оптимистичным прогнозом о том, что страны ЦА «движутся» или «даже придут» к урегулированию обозначенных проблем и препятствий.
Примечания: виртуальная экспертная дискуссия организована при информационной поддержке ряда ведущих национальных, региональных и международных СМИ, экспертных площадок, в том числе Делового издания «Курсив», https://kursiv.kz (Казахстан), Казахстанской республиканской общественно-политической ежедневной газеты «Экспресс К», https://express-k.kz (Казахстан), Информационного агентства K-News, www.knews.kg (Кыргызстан), Информационного медиа-портала «Новости Узбекистана», www.nuz.uz (Узбекистан), Региональной аналитической сети Центральной Азии (Central Asian Analytical Network, CAAN), www.caa-network.org (США), Аналитического ресурса «Регион», www.region.kg (Кыргызстан), Французского института исследований Центральной Азии (IFEAC) https://ifeac.hypotheses.org (Франция), Аналитического портала «Деловая Евразия», https://www.dea.kg (Кыргызстан) и др. К участию в дискуссии приглашаются все заинтересованные эксперты и аналитики, общественные деятели, представители культуры и искусства — граждане пяти стран Центральной Азии (Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана). Экспертные ответы на обсуждаемые в ходе дискуссии вопросы, в том числе критические комментарии тех или иных оценок, можно присылать по следующему электронному адресу: ceasiapost@gmail.com.