Если заново сформируем коалицию, парламент поработает продуктивно оставшийся год, сможет хотя бы немного исправить свою репутацию перед народом. «Если не сможем пойти на такой шаг, то мы утонем, вслед за тонущей партией», заявил в интервью газете «Азия news» депутат ЖК КР Исхак Масалиев:
– Исхак Абсаматович, вы предлагаете исключить фракцию СДПК из коалиции и сформировать новую коалицию. Есть ли для этого весомые основания?
– Природа парламента такова – пришедшие в парламент партии формируют коалицию большинства. После предварительных переговоров они объявляют народу: «Вот, такие-то партии входят в коалицию большинства». Но нет процедуры присоединения или отсоединения какой-либо партии, это противоречит природе парламента.
Поэтому в прошлом году я назвал неправильным присоединение фракции «Республика – Ата Журт» в коалицию. Писал даже письмо спикеру. Лидер СДПК говорит, что это не запрещено законом. В статье 5 Конституции четко говорится: «Государственные органы не могут выходить за рамки полномочий». Если что-то не указано в законе, если нет запрета, то не должен работать принцип «значит можно».
На прошлой неделе прошли два курултая СДПК. На курултае, состоявшемся на Форуме, прозвучали жесткие слова, вроде: «Мы уходим в оппозицию, даем власти два месяца». Если 38 депутатов СДПК в Жогорку Кенеше, если они в правящей коалиции, то с кем партия ведет борьбу? Со своей фракцией? Поэтому фракция должна выйти из коалиции. Если заново сформируем коалицию, поработаем продуктивно оставшийся год, то сможем хотя бы немного исправить свою репутацию перед народом. Если не сможем пойти на такой шаг, то мы утонем, вслед за тонущей партией.
– Лидер фракции СДПК заявил, что де-факто партия разделилась на две части. Что говорит закон о случаях, когда партия уходит в оппозицию, а фракция остается в позиции?
– Такое происходит в нашей политике. Возьмем тот же «Онугуу-Прогресс». Если партия в Жогорку Кенеше находится в оппозиции, то в Бишкекском или Ошском городском кенешах партия находится в позиции. Это признак того, что партия не имеет идеологического стержня. Это группа людей, связанная лидером партии. Выполняют то, что велит хозяин.
Если хозяин уходит с должности, то его начинают растаптывать. Если какая-то партия находится в оппозиции, то ее фракция не должна входить в позицию. И в то же время, если партия находится во власти, фракция не может присоединиться к оппозиции. Это понятно даже для первоклассника. Иса Омуркулов говорит, что закон не запрещает. Закон запрещает в целом. Но у нас каждый юрист истолковывает по-своему.
– Бакыт Торобаев заявил, что после вступления фракции «Республика – Ата Журт» в коалицию необходимо повторно сформировать и коалицию, и правительство. Поддерживаете ли такое мнение?
– Он правильно говорит. Раз присоединяется еще одна фракция, нужно было обнародовать согласно закону: «Вот, мы сформировали новую коалицию большинства». Будет новая коалиция, в зависимости от того, сколько фракций присоединится – один или два. Тогда обязательно нужно пересмотреть программу и состав правительства, повторно утвердить. Таково требование закона.