Новое снижение налогов в Китае служит важной цели: бороться с негативным давлением на темпы роста экономики, пишет Шан-Цзинь Вэй бывший главный экономист Азиатского банка развития, профессор финансов и экономики Колумбийского университета:
Китай собирается сократить размеры взноса работодателей в фонд социального страхования с 18-20% (с некоторыми региональными вариациями) до 16% и снизить ставку налога на добавленную стоимость (НДС) с 16% до 13% (для большинства предприятий). Это новая мера следует за объявленным ранее снижением ставки корпоративного налога на прибыль, взимаемого с первых 3 млн юаней ($447 тысяч) налогооблагаемой прибыли.
Все эти меры своевременны и полезны в борьбе с негативным давлением на темпы роста экономики, но одновременно они создают риск долгового кризиса в будущем.
Потери бюджетных доходов не будут прямо пропорциональны размерам снижения налоговых ставок, поскольку правительство может усилить собираемость налогов и сократить масштабы уклонения от них.
Тем не менее, правительство ожидает, что пакет налоговых реформ приведёт к значительному снижению доходов – примерно на 2 трлн юаней, или около 2,1% ВВП, в одном только нынешнем году.
Данный пакет мер, вероятно, вызовет рост дефицита бюджета центрального правительства с 2,8% ВВП примерно до 5% и увеличению долга центрального правительства с нынешних 47% ВВПпримерно до 70% в среднесрочной перспективе. Прибавьте сюда обязательства, возникающие из-за необходимости закрывать дыру в финансировании системы социального страхования, а также огромные долги местных властей, и тогда получится, что в ближайшие годы общий размер госдолга может вырасти очень сильно, потенциально превысив 150% ВВП.
Как показывает международный опыт развивающихся стран, крупный и увеличивающийся госдолг становится для них, как правило, непосильным, что в дальнейшем нередко приводит к большому экономическому кризису. Чтобы избежать подобного исхода, Китай мог бы подумать о проведении трёх дополнительных реформ.
Во-первых, властям следует сделать снижение НДС временным, объявив, что ставки 2018 года будут восстановлены в 2021 (с возможным продлением периода низких ставок, если экономика ещё не достигнет потенциала своего роста).
Такое временное снижение не просто будет меньше давить на долгосрочную стоимость госдолга; оно позволит сильнее повысить темпы роста, чем снижение налога в таких же масштабах на постоянной основе, потому что у домохозяйств и компаний появится стимул быстрее тратить и инвестировать.
Во-вторых, Китаю следует ввести новые налоги вместо административных ограничений выбросов парниковых газов и других загрязняющих веществ. Потенциал для подобных мер велик, потому что Китай является крупнейшим в мире загрязнителем природы и занимает первое место по годовым объёмам выбросов CO2. (По накопленным объёмам выбросов лидером остаются США). Кроме того, в стране растёт общественный спрос на экологически ответственную политику.
Хотя в Китае существует небольшая программа торговли разрешениями на выбросы некоторых загрязняющих веществ, экологический контроль осуществляется в основном в форме административных ограничений, которые применяются к определённым видам деятельности определённых предприятий.
Подобные ограничения действительно позволяют сократить выбросы, повышая издержки компаний (таким же будет и эффект специального налога), однако они не приносят правительству никаких доходов.
Кроме того, они, возможно, снижают эффективность, создавая неравенство в маржинальных производственных издержках производителей в одних и тех же отраслях.
Есть лучший подход: заменить большинство или даже все административные ограничения налогами на выбросы парниковых газов и загрязняющих веществ (некоторые загрязнения никак не связаны с выбросами парниковых газов, поэтому их следует различать), а также расширить их охват за счёт других нарушений, которые сейчас никак не ограничиваются.
Следует также расширить программу торговли квотами на выбросы путём снижения порога, преодолев который компании обязаны платить, а также путём отмены исключений из программы платных разрешений на выбросы для компаний или отраслей. Подобные шаги повысили бы не только устойчивость бюджета (дополнительные доходы могли бы составить до 2% ВВП), но и эффективность общего распределения ресурсов.
Наконец, Китай может снизить государственные расходы (в среднесрочной перспективе), упростив свою гигантскую административную иерархию. На протяжении последних десятилетий многие крупнейшие глобальные компании воспользовались преимуществами новых технологий, чтобы сократить количество уровней работников (от топ-менеджеров до заводских рабочих), тем самым, снизив издержки и повысив эффективность.
Китайское правительство, напротив, сохраняет всё ту же шестислойную административную структуру (она начинается с центрального правительства, а затем спускается через уровни провинций, префектур, округов и муниципалитетов к районам и деревням), которая возникла в момент основания Народной республики 70 лет назад. В этом колоссальном административном аппарате трудятся более 14 миллионов госслужащих, и это не считая миллионы тех, кто работает на государственные ведомства, но не попадает в данную категорию служащих.
Китай уже стал глобальным лидером в сфере электронной коммерции и цифровых платежей, и у страны есть вся физическая инфраструктура, которая необходима, чтобы стать лидером в электронном государственном управлении. Используя цифровые технологии, Китай мог бы ликвидировать один или два слоя в административном аппарате. Это позволило бы снизить общие расходы правительства, одновременно улучшив качество предоставления госуслуг. Такой шаг помог бы также снизить уровень коррупции.
Могут возникнуть опасения, что сокращение занятости в госсекторе усугубит последствия замедления экономического роста. Но подобное сокращение не должно быть резкими. Можно принять долгосрочный план постепенных действий, в соответствии с которым общий размер госорганов будет сокращаться со временем за счёт ухода работников на пенсию и добровольных увольнений. Такие увольнения можно дополнительно поощрять умеренными стимулами по субсидированию поиска новой работы. Благодаря таким мерам, численность работников госорганов могла бы сократить на 15-20% (при этом их эффективность значительно повысится) в течение, скажем, восьми лет.
Новое снижение налогов в Китае служит важной цели: бороться с негативным давлением на темпы роста экономики. Риск долгового кризиса в будущем следует устранить с помощью нескольких сопутствующих мер – сделать снижение ставки НДС временным, расширить налогообложение выбросов парниковых газов и других загрязняющих веществ, сократить размеры госорганов. Такие реформы позволили бы сделать Китай более эффективным и процветающим.