Внутри элиты власть Токаева будет поддерживаться только Назарбаевым, и, если елбасы уйдет, всё изменится — Economist 

Автор -
690

Издающийся в Великобритании журнал Economist опубликовал статью «Тихая весна», в которой оценивает последние политические события в Казахстане, сообщает «Азаттык» (Казахская редакция радио «Свобода»).

Автор статьи считает, что после получения первым президентом страны Нурсултаном Назарбаевым статуса лидера нации в Казахстане появилась новая структура власти, которая стоит над институтом президентства.

«Господину Токаеву он (Назарбаев. –​ Ред.) не передал контроль ни полностью, ни даже большую часть. Первый президент – елбасы формально образовал параллельную властную структуру. В качестве главы Совета безопасности он прежде всего контролирует армию и спецслужбы. Как выяснил на этой неделе Баньян (корреспондент журнала. –​ Ред.), в Астане (Нур-Султане. – Ред.), министры должны изменить свое расписание, если Назарбаев приглашает их к себе. С таким объемом он власти контролирует будущее», – пишет журнал.

«Вне зависимости от того, находится он на [президентском] посту или нет, Назарбаев, похоже, не оставляет избирателям выбора. Организованная оппозиция давно уничтожена, и в последнее время усилились преследования свободомыслящих граждан. <…> Кажется, все готовы к выборам с предсказуемыми результатами», – также утверждает Economist.

Единственная недостающая деталь – имя кандидата в президенты. По мнению репортера Economist’а, для властей кандидатура нынешнего президента Касым-Жомарта Токаева «предпочтительнее», чем кандидатура старшей дочери елбасы Дариги Назарбаевой.

«Поскольку власть в Казахстане находится в руках отдельных лиц, распространено мнение, что к власти придет родственник Назарбаева. Но предположений по этому поводу очень много. Если Назарбаеву готовили к власти, почему ее заботливый отец не помог ей получить опыт управления? Более того, ее брак с Рахатом Алиевым, который в свое время возглавлял налоговую службу и обвинялся в хищении людей и убийстве, а позднее умер в австрийской тюрьме, может быть аргументом не в ее пользу. Очевидно, что такой ситуация видится и рядовым гражданам страны», – заявляет Economist.

По этой причине, считает журнал, Токаев – самая удобная кандидатура в президенты.

«Темные очки, бледное лицо – он «аппаратчик внутри аппаратчика». Тот факт, что он не связан ни с одним из олигархов в окружении Назарбаева, является большим плюсом мягкого Токаева. Назарбаев с осторожностью поделил между олигархами блага и взамен получал их поддержку. Как квалифицированный дипломат, Токаев попытается установить хорошие отношения с Россией и Китаем», – пишет Economist.

«Но и этот выбор ничего не решает, – считает автор. – Внутри элиты власть Токаева будет поддерживаться только Назарбаевым, и, если елбасы уйдет, всё изменится».

Economist отмечает и «недовольство», которое, по мнению журнала, зреет в низших слоях населения.

«В обществе, которое научилось быть немногословным, решение Токаева переименовать Астану подверглось жесткой критике. Столица, сочетающая в себе помпезность и блеск, построенная как памятник Назарбаеву, теперь называется Нур-Султан. Критики говорят, что даже династия Ким в Северной Корее не позволяла себе такое. После того как исчезает уважение, страх тоже длится недолго», – заключает Economist.

«НАЗАРБАЕВА НЕ СМОЖЕТ СОХРАНИТЬ ВЛАСТЬ БЕЗ ПОМОЩИ ОТЦА»

В интервью изданию Diplomat глава корпоративного подразделения Apiero Intelligence во Франции Георгий Волошин рисует политический портрет председателя сената Казахстана Дариги Назарбаевой.

«На мой взгляд, ее назначение на эту должность, по своей значимости следующую за постом президента Токаева, не имеет другой цели, кроме как сохранить верховную власть в семье Назарбаевых, если с Токаевым что-то случится до следующих президентских выборов. Точнее говоря, здесь важно не столько сохранить власть в семье, сколько сохранить ее в верных руках», – говорит Волошин.

Эксперт считает, что политическая карьера Назарбаевой не отличается памятными деяниями.

«Несмотря на долгую карьеру в политике, трудно определить какую-либо инициативу, закон или программу, которыми бы она запомнилась. Общество и элита неизменно рассматривают ее как члена клана Назарбаева, СМИ давно называют ее «старшей дочерью президента»», – говорит эксперт.

«Если мы говорим о ее шансах стать президентом… здесь Назарбаева столкнется с той же проблемой, что и любой высокопоставленный член системы Назарбаева. В ее случае старый «багаж» весит больше, потому что она дочь Нурсултана Назарбаева. Некоторые наблюдатели утверждают, что у нее нет шансов как у женщины. Однако я не разделяю это мнение. Ее основные слабые стороны – это то, что она воспринимается как пережиток старой системы; у нее может быть немалое количество противников в политическом истеблишменте; и тот факт, что ее семья контролирует значительные экономические ресурсы, может стать причиной межэлитных споров», – считает Волошин.

Спикер сената Дарига Назарбаева в верхней палате парламента. 26 марта 2019 года.
Спикер сената Дарига Назарбаева в верхней палате парламента. 26 марта 2019 года.

 

Эксперт убежден, что без отца Дарига Назарбаева не сможет удержать власть. Поэтому «Назарбаев попытается выбрать себе в качестве преемника менее известного члена своего клана или более молодого стороннего человека, которому он может доверять», говорит аналитик.

Поделиться