Россияне стали меньше бояться Запада, но опасаются гражданской войны, пишет «Независимая газета».
По опросу фонда «Общественное мнение» (ФОМ), главные тревоги россиян – обнищание и рост цен. Далее следует опасение агрессии со стороны других государств. На третьем месте – угроза гражданской войны. Массовая безработица, межнациональные конфликты и рост преступности остаются в списке страхов. Но люди также стали бояться диктатуры и массовых репрессий, а еще борьбы политиков за власть.
Опрос «Самые распространенные тревоги и опасения россиян» показал, что 35% респондентов, говоря о ситуации в РФ, высказали тревогу относительно повышения цен и своего возможного обнищания. В прошлом же году об этом сказали лишь 27%. А идущая следующей в перечне опасений угроза нападения на Россию других государств снизилась – 29% по сравнению с прошлогодними 36%.
Однако на третьей строчке неожиданно оказалась угроза гражданской войны, которую теперь ощущают уже 28% опрошенных, а не 21%, как в прошлом году. Вполне ожидаем страх перед массовой безработицей (26% против 21%), межнациональными конфликтами (рост с 19 до 23%). К традиционным можно отнести и боязнь роста преступности, которую сейчас испытывают 20% респондентов по сравнению с 15% в прошлом году.
Почему-то угрозу экономического кризиса, спада производства считают значительной лишь 13% участников опроса, а не 17%, как прежде, более серьезным сочтено распространение фашизма и других видов экстремизма (рост с 9 до 13%). И такую же динамику показало опасение по поводу ужесточения борьбы политиков за власть в стране. При этом более чем в два раза – с 4 до 9% – вырос страх перед наступлением диктатуры и массовыми репрессиями.
Таким образом, нетрудно заметить, что заметное усиление социально-экономического пессимизма сопровождается очевидным ростом сомнений в пресловутой политической стабильности, которую власть долгое время преподносила в качестве достижения последнего десятка с лишним лет.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ», что страх перед повышением цен и обнищанием ожидаемо растет в связи с экономическим кризисом. А вот нападение иностранных государств и гражданская война – это те страхи, которые, по его мнению, в основном распространяет телевидение.
«Люди смотрят политические ток-шоу и другие пропагандистские программы. Именно там мы слышим и об угрозе войны со стороны Украины и Америки, и о мученическом героизме нашей страны. А теперь еще в глазах россиян врага внешнего начал заменять внутренний враг», – отметил Макаркин.
Его образ также создает ТВ, приглашая на свои передачи оппонентов власти, чтобы потом их унижать морально, психологически, а теперь все чаще и физически. «Но эти спектакли дают неожиданный эффект – люди задаются вопросом: а зачем вообще этих врагов допускают на телевидение? Значит, в нашем государстве не все ладно, есть у этих врагов влияние и сила, раз они прорвались на ТВ», – считает эксперт.
По словам Макаркина, если угроза голода, то есть продолжения страха перед ростом цен, – это беспокойство в основном малообеспеченной аудитории, то вот диктатуры и репрессий, напротив, боятся интеллигенция, политически ориентированные граждане, то есть средний класс. При этом о борьбе политиков, похоже, беспокоятся как те, так и другие. Эксперт напомнил, что страхи разных социальных групп редко совпадают, но когда это происходит, то страна оказывается на пороге перемен, как это и было в конце 80-х.
Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов подчеркнул, что повышение цен и обнищание всегда вызывают беспокойство примерно у трети опрашиваемых, то есть это как бы нормальные для кризисной России значения. Опасения же по поводу войны, как внешней, так и гражданской, – это, по его мнению, действительно следствие сильно искореженного информационного поля. При этом, считает эксперт, люди понимают, что Россию в обозримом будущем на самом деле ждет смена власти.
«Уже и по телевидению обсуждают, что будет после Путина. Его предполагаемая потеря становится главным страхом, из которого и вытекают все остальные – и нападение на Россию стран Запада, и борьба политиков за власть, и межнациональные конфликты. А это, понятно, неминуемая гражданская война, вслед за которой и диктатура» – так изложил Куртов весь нынешний внутриполитический дискурс государственного ТВ.
Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов подтвердил «НГ», что в обществе сильно предчувствие перемен. «Всегда, когда происходит транзит власти, ситуация становится неопределенной. Люди, исходя из нашего исторического опыта, опасаются потрясений, потому что когда стабильность заканчивается, а такие периоды в России часто бывали, случаются смуты, дворцовые перевороты, революции.
И поскольку русский народ чаще всего настроен пессимистично, то люди от смены политической власти и ожидают худшего: борьбы кланов, потом, очевидно, гражданской войны, а уже следом за ней опять диктатуры и репрессий», – заявил эксперт.