Отставка Нурсултана Назарбаева с поста президента породила опасения о возможной смене внешнеполитического курса Республики Казахстан (РК). Однако даже краткий анализ произошедших и происходящих событий в этой самой крупной стране Центральной Азии демонстрирует, что в целом причин для беспокойства нет, в том числе и для игроков большой политической арены. Во всяком случае, пока, пишет sovsekretno.ru:
Вкратце напомним, вечером 19 марта этого года по времени Астаны Президент РК Нурсултан Назарбаев объявил о сложении полномочий главы государства. «Я принял решение прекратить свои полномочия в качестве президента. В этом году исполнится 30 лет, как я занимаю самый высокий пост. Народ дал мне возможность быть первым президентом независимого Казахстана», – объяснил 78-летний Назарбаев, выступая с телеобращением к народу Казахстана.
В том же обращении он сообщил, что до конца его президентского срока, который истекает в апреле 2020 года, пост главы государства займет в тот момент спикер Сената (верхней палаты парламента. – Прим. ред.) Касым-Жомарт Токаев.
ЛЮБОПЫТНЫЕ МОМЕНТЫ
Стоит отметить, что первые звоночки о возможном досрочном уходе Нурсултана Назарбаева с поста президента страны в Казахстане появились еще в январе 2018 года. Тогда причиной для разговоров на щепетильную для этой страны тему стал не совсем обычный состав казахской делегации во время последнего визита первого Президента РК в США. Напомним, с Нурсултаном Назарбаевым на переговорах с администрацией Дональда Трампа вместе с обычными по протоколу министром иностранных дел, министром обороны и другими членами правительства Казахстана присутствовала и его старшая дочь – Дарига.
Этот факт был сразу же замечен политологами. В частности, по наблюдениям в прошлом сотрудника казахского внешнеполитического ведомства Казбека Бейсебаева, появление депутата Сената Дариги Назарбаевой на столь важных по своей значимости мероприятиях международного масштаба рядом с бессменным лидером РК несколько выбивалось из общепринятых в дипломатии норм. «Сенаторы представляют законодательную ветвь власти. И, как правило, сенаторы не принимают участие в переговорах глав государств. Конечно, можно сказать, что Дарига Нурсултановна сопровождала главу государства как руководитель Комитета верхней палаты парламента по международным отношениям, обороне и безопасности. Вот только раньше другие председатели этого комитета в Сенате рядом с президентом во время его зарубежных визитов замечены не были», – подчеркивал тогда Казбек Бейсебаев.
А вот другого казахстанского политолога, директора «Группы оценки рисков» Досыма Сатпаева, участие старшей дочери Назарбаева в составе официальной делегации не сильно удивило. «На самом деле она уже не в первый раз оказалась рядом с президентом в зарубежных поездках. Ранее она была вице-спикером мажилиса (нижней палаты парламента Казахстана. – Прим. ред.), потом заместителем премьер-министра, сейчас она председатель Комитета Сената по международным отношениям, обороне и безопасности. Формально последний статус позволяет ей рассчитывать на место в делегации. Но с другой стороны, ее присутствие в последней поездке было, вроде как, необязательным. Если только не стояла цель провести ее презентацию на международных площадках самого высокого уровня», – недвусмысленно намекнул на возможные в будущем события Досым Сатпаев в январе 2018 года.
СМЕНА КРЕСЛА ДАВНО ГОТОВИЛАСЬ
Как это ни странно, все последующие события лишь укрепляли мнения казахских экспертов о желании 78-летнего Нурсултана Назарбаева, еще в 2010 году получившего статус Елбасы (лидера нации. – Прим. ред.), сложить с себя полномочия главы государства, но при этом продолжить управлять страной.
К примеру, в конце мая 2018 года в Казахстане были внесены поправки в закон «О Совете безопасности», которые ранее консультативно-совещательный орган превращали в закрепленную Конституцией страны особую структуру. В соответствии с принятыми в законодательстве изменениями, на Совет безопасности возложили ответственность за национальную безопасность и обороноспособность страны, а его решениям стали подотчетны министерства иностранных дел, обороны, внутренних дел, генеральная прокуратура, комитет национальной безопасности, а также… президент страны. Кроме того, было принято решение, что пожизненно возглавлять Совет безопасности будет Елбасы Нурсултан Назарбаев, который, кстати, на основании своего статуса лидера нации уже имел право главы Ассамблеи народов Казахстана, входил в состав Конституционного совета и мог быть постоянным депутатом Сената парламента.
Второй «звонок», окончательно укрепивший мнение экспертного сообщества в скором отказе Назарбаева от своих президентских полномочий, прозвучал 4 февраля 2019 года. В тот день все без исключения казахские СМИ сообщили, что Конституционный совет страны «принял к производству обращение Президента РК Нурсултана Назарбаева об официальном толковании пункта 3 статьи Конституции РК», имеющей непосредственное отношение к условиям прекращения полномочий главы государства.
Однако через 11 дней появился и ответ, из которого следовало: президент вправе сам определять, когда ему уходить в отставку в соответствии с правом каждого индивида на свободу труда и свободу выбора рода деятельности и профессии.
И все же, несмотря на ожидание политически активной части казахского общества на скорое сложение первым президентом своих полномочий, мало кто предполагал, что он уйдет в отставку в течение месяца. Ведь даже самые смелые политологи уверяли – раньше чем через год этому точно не бывать. Да и сам казахский Елбасы ещё 28 декабря 2018 года подчеркнул, что президентские выборы состоятся только в декабре 2020 года.
ИЗМЕНЕНИЙ НЕ ОЖИДАЕТСЯ
Между тем, решение Нурсултана Назарбаева о своей отставке породили многочисленные дискуссии в социальных сетях о будущем страны «без Назарбаева».
Одни эксперты уверяли, что со дня на день Казахстан ждет политический и экономический коллапс. Другие, обращая внимание на замечание Назарбаева о том, что он остается во главе Совета безопасности, правящей партии «НурОтан» («Свет отечества». – Прим. ред.) и Конституционного совета, подчеркивали – в ближайшей перспективе каких-либо изменений ждать не следует ни во внутренней, ни внешней политике. Последние, кстати, обосновывали свое мнение тем, что на оставшийся срок президентских полномочий Нурсултан Назарбаев, сославшись на положения Конституции Казахстана, фактически назначил своего давнего соратника, председателя Сената парламента 65-летнего Касым-Жомарта Токаева.
КТО ТАКОЙ ТОКАЕВ?
Следует заметить, что в экспертных кругах Казахстана не меньше 10 лет шли разговоры о Токаеве, как об одном из вероятных преемников Назарбаева. Во многом это связано с особой позицией Касым-Жомарта Токаева по отношению к Елбасы. Стоит отметить, что на протяжении 30 лет нахождения в команде Назарбаева родившийся в Алма-Ате в семье известного казахского писателя Кемеля Токаева Касым-Жомарт ни разу не подверг сомнению внутреннюю и внешнюю политику Елбасы. Не примкнул он и ни к одной из пытающихся оказывать влияние на принимаемые в стране решения группам высокопоставленных чиновников. Не был замешан в каких-либо коррупционных скандалах. Все, кто когда-либо непосредственно общался с Касым-Жомартом Токаевым, отмечают его начитанность, эрудированность и интеллигентность.
Образцово-показательной является и трудовая биография Касым-Жомарта Токаева. Окончив в 1975 году МГИМО, свободно владеющий помимо родного казахского, русским, китайским, английским и французским языками, он вплоть 1991 года работал в структурах МИДа СССР в основном на Азиатско-Тихоокеанском направлении и в Китае. После развала Советского Союза вернулся в Казахстан, предварительно получив дополнительное образование в Дипломатической академии МИДа России в 1992 году. Став соратником Назарбаева, Касым-Жомарт Токаев три раза был министром иностранных дел, занимал пост Госсекретаря Казахстана, возглавлял Кабинет министров страны, дважды становился председателем верхней палаты (Сената) Парламента РК. Наконец, Токаев является единственным на территории бывшего Советского Союза человеком, в послужном списке которого значится пост заместителя Генерального секретаря ООН – главы Европейского отделения ООН в Женеве.
ГРАДУСЫ МНОГОВЕКТОРНОЙ ПОЛИТИКИ
Неудивительно, что в Казахстане именно Касым-Жомарта Токаева считают одним из разработчиков и идеологов концепции многовекторной внешней политики Казахстана. Суть ее проста: стараться удерживать независимость и территориальную целостность Республики Казахстан, не вступая в жесткую конфронтацию с Россией, Китаем, США, ЕС и мусульманским миром.
Если судить по контактам руководства Казахстана с внешним миром, в этой же последовательности идет и расстановка основных приоритетов сотрудничества на международном уровне. Вначале общение с Москвой, затем с Пекином, за ним с Вашингтоном и Брюсселем, и лишь потом с Турцией и странами Персидского залива. Особняком стоят отношения с соседями по Центральной Азии, где в последнее время ведутся активные разговоры о возможности экономической и даже политической интеграции или кооперации между Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном.
И все же, показательным является факт, что свой первый зарубежный визит Касым-Жомарт Токаев решил совершить именно в Москву, а не в Пекин, как это сделал бы Нурсултан Назарбаев. Хотя первым пригласило к себе нового президента Казахстана именно руководство Поднебесной. Это значит, что в ближайшее время каких-либо изменений во внешней политике Казахстана не предвидится.
Вне всяких сомнений, руководство Республики Казахстан будет продолжать активно сотрудничать с Российской Федерацией в рамках ЕАЭС и ОДКБ, не забывая при этом про участие в выгодной для себя китайской концепции «Один пояс – один путь», предусматривающей появление на территории Казахстана значительного числа предприятий из КНР. Исключением будет лишь тема Крыма, территориальную принадлежность которого России Казахстан при Токаеве, как и при Назарбаеве, вряд ли признает, предпочитая занимать неопределенную позицию.
СТРАННЫЕ МОМЕНТЫ… В ОЖИДАНИИ ВЫБОРОВ
Между тем, в экспертном сообществе Казахстана бытует мнение, что Касым-Жомарт Токаев будет президентом страны только до полноценных выборов в декабре 2020 года. Связано это его с его особым пиететом к фактическому лидеру Республики Казахстан, которым по-прежнему остается Нурсултан Назарбаев, ушедший «в тень» как китайский реформатор Дэн Сяопин или бывший руководитель Сингапура Ли Куан Ю.
Даже во время своей инаугурационной речи Токаев продемонстрировал свою абсолютную лояльность по отношению к Елбасы. «Как давний слуга президента, я твердо уверен, что президент – единственный человек, который посвятил свой труд благородной цели – благополучию нашего народа. Нурсултан Абишевич Назарбаев уже вошел в мировую историю как выдающийся реформатор. Он сумел трансформировать Казахстан в современное, передовое государство, вошедшее в группу 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Его экономические и политические реформы стали символом мудрой государственной политики. Поэтому зарубежные эксперты дали название реформам Елбасы «Казахстанский путь» или «Казахстанская модель», – подчеркнул Токаев и, поблагодарив Назарбаева за оказанное ему высокое доверие, под мощные овации депутатов обеих парламентов Казахстана предложил переименовать столицу страны в честь Елбасы из Астаны в Нур-Султан.
Соответственно, эксперты предполагают, что если Нурсултан Назарбаев порекомендует Касым-Жомарту Токаеву не выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах 2020 года, последний особо возражать не станет. Тем более что по уверениям представителей главным образом казахской оппозиции у Елбасы есть уже знакомый лидерам ведущих мировых держав подходящий кандидат.
Речь идёт о его старшей дочери – 55-летней Дариге Нурсултановне Назарбаевой, которая, кстати, с подачи Касым-Жомарта Токаева, в соответствии с Конституцией Казахстана стала вторым человеком страны, возглавив Сенат казахского парламента. Здесь можно предположить, что в случае если она в будущем хотя бы косвенно объявит о своем желании возглавить Казахстан уже в качестве президента, то, учитывая политический вес Нурсултана Назарбаева внутри страны, все остальные претенденты будут иметь уже техническое значение.
ОПАСНАЯ ДАРИГА
Кстати, окончив исторический факультет МГУ имени Ломоносова и там же в аспирантуре защитив кандидатскую диссертацию, далеко не самая популярная в Казахстане Дарига Назарбаева, судя по ее высказываниям и периодическим концертам в качестве оперной певицы в Москве, занимает куда более пророссийскую позицию, нежели Касым-Жомарт Токаев. К примеру, выступая в марте 2018 года на пленарном заседании парламента, она высказывалась в защиту русского языка, подчеркнув, что в Казахстане его никто не отменял, чем вызвала гнев у достаточно активных в стране русофобов.
Не менее скандальным ее заявлением в октябре того же года стало и то, когда она, выступая в Алматы перед молодежью Казахстана, предложила всем учить китайский язык, но не забывая при этом русский.
ИНТРИГА СОХРАНЯЕТСЯ
Впрочем, сейчас вряд ли можно утверждать, что второй по счету Президент Казахстана к декабрю 2020 года по-прежнему будет придерживаться курса Нурсултана Назарбаева в проведении внутренней политики.
Не исключено, что после некоторых раздумий Касым-Жомарт Токаев все же решится выставить свою кандидатуру на президентских выборах. Даже если поучаствовать в них решится Дарига Назарбаева или кто-то еще из знаковых политиков Казахстана вроде ставшего исполнительным директором Фонда первого президента – Елбасы бывшего руководителя администрации Асета Исекешева, миллиардера Булата Утемуратова или нынешнего посла Казахстана в России Имангали Тасмагамбетова.
Кстати, Токаев уже предпринял некоторые шаги в этом направлении. Во-первых, он сделал руководителем своей администрации Бакытжана Сагинтаева, которого Нурсултан Назарбаев 21 февраля текущего года со скандалом уволил с поста премьер-министра Казахстана, как не справившегося с президентскими поручениями. Подтянул к себе в качестве Госсекретаря главного с середины 90-х годов прошлого века идеолога внутренней политики Казахстана Марата Тажина, который ещё недавно был первым заместителем руководителя Администрации президента Нурсултана Назарбаева. Наконец, 29 марта этого года появилась информация о том, что, став Президентом Казахстана, Токаев развелся со своей женой, уроженкой России – Надеждой Давыдовной Токаевой, с которой познакомился ещё во время учебы в Москве и которая по уверениям знатоков казахской политической кухни считалась самым уязвимым местом в карьере Касым-Жомарта Кемелевича. И еще один момент. Став президентом, Токаев начал еще более регулярно обновлять свою хронику в таких социальных сетях, как Twitter и Telegram.
Все это говорит о том, что политическая жизнь в Казахстане может уже очень скоро серьезно измениться и стать более понятной для наблюдателей из России.