Саида Мирзиеева, Дарига Назарбаева, Озада Рахмон — Азат Ахунов о женском факторе в политике азиатских стран на постсоветском пространстве
Узбекский интернет взорвала новость о назначении старшей дочери президента страны замглавы агентства информации и массовых коммуникаций. Саида Мирзиеева будет продвигать имидж Узбекистана за рубежом, а вот образ ее отца Шавката Мирзиеева как прогрессивного лидера оказался немного подорван этим решением. Для известного востоковеда и автора «БИЗНЕС Online» Азата Ахунова эта история оказалась хорошим поводом рассказать о том, как чувствуют себя «женщины Востока» из семей лидеров стран региона:
«НИКОГДА ЭТОГО НЕ БЫВАЛО, И ВОТ ОПЯТЬ!»
На этой неделе узбекский интернет взорвала новость о назначении старшей дочери президента страны Саиды Мирзиеевой замглавы агентства информации и массовых коммуникаций при администрации президента. Она будет координировать деятельность PR-центра, отвечающего за продвижение имиджа Узбекистана за рубежом.
На первый взгляд, должность сама по себе не такая и большая, но значимая и важная в идеологическом и политическом смыслах. Агентство прикреплено к администрации президента Узбекистана.
Оно, как сказано в положении, «разрабатывает основы единой государственной информационной политики Республики Узбекистан, определяет средне- и долгосрочные цели и этапы, задачи, приоритетные направления и формы ее реализации». Это вам не наше «Татмедиа», которое в последнее время только теряет тиражи и не генерирует других новостей: пресса в Узбекистане — это реальный и действующий инструмент власти.
Агентство информации и массовых коммуникаций было создано совсем недавно — в феврале этого года на базе Узбекского агентства печати и информации (УзАПИ) и теперь перешло под крыло администрации президента Узбекистана. Но это была не простая формальность, а повышение статуса организации, возможно, с далеко идущими планами.
Если в 1991 году в Узбекистане насчитывалось 395 средств массовой информации, то сейчас их количество превысило полторы тысячи. СМИ Узбекистана находятся под жестким контролем государственных структур, имеются и частные издания и сайты, где звучит разноголосица мнений, но все в пределах нормы. Там не принято ругать власти («они знают лучше нас»). Да и за долгие каримовские годы люди выработали у себя привычку к самоцензуре. Пар можно выпустить в соцсетях — вот туда и переместились основные дискуссии.
Новое назначение не вызвало эйфории. Но, несмотря на это, обошлось без грубостей и переходов на личности. В этом основное отличие узнета от рунета. В общем, все сказанное можно свести к известным черномырдинским словам: «Никогда этого не бывало, и вот опять!»
ЕГО ОТЕЦ МИРОМОН ЖЕНИЛСЯ НА ТАТАРКЕ
Назначение Мирзиеевой вызвало усиленный резонанс на фоне ряда событий схожей тематики. В конце марта дочь экс-президента соседней страны — Казахстана — Дарига Назарбаева стала спикером парламента, в самом Узбекистане шок вызвала новость о том, что находящаяся под домашним арестом дочь бывшего узбекского лидера Ислама Каримова — Гульнара Каримова — «за нарушение режима» была отправлена в колонию общего режима. И вот опять новость из серии «отцы и дети». Когнитивный диссонанс вызвало то, что Шавкат Мирзиеев позиционирует себя как современный и продвинутый лидер. Он следит за новинками науки и техники, сторонник всего нового и прогрессивного, борется с культом личности самого себя, искренне пытается вытащить свою страну на достойный мировой уровень.
Но, по мнению публики в социальных сетях, наступает на те же грабли, что и его предшественник.
Необходимо сказать, что и младшая дочь президента Шахноза Мирзиеева получила в декабре 2017 года менее значимый пост — заместителя начальника главного управления организации деятельности дошкольных учреждений и стратегического развития при министерстве дошкольного образования Республики Узбекистан. Но это событие прошло незамеченным.
Что касается самого лидера Узбекистана, то его личная жизнь является тайной за семью печатями. Точнее, была тайной. Новая политика требует открытости, и соответствующим направлением, судя по всему, будет заниматься его старшая дочь Саида. Уже появились в прессе фотографии президента Мирзиеева, где он запечатлен с супругой, двумя дочерьми, сыном, зятьями и внуками.
Некоторые факты биографии постепенно становятся достоянием общественности. Например, недавно стало известно, что после смерти жены отец Мирзиеева — Миромон — женился на татарке. В этом браке родились единокровные брат и сестра Мирзиеева. Сам он заботился о мачехе вплоть до ее кончины в 2016 году.
ТАНИШ БИЛИШ ТРЕЙД МЕДИА ДЕВЕЛОПМЕНТ!!!
Не все готовы согласиться с тем фактом, что женщина назначается на важный и ответственный пост: сильный пол из-за чувства мужского шовинизма, а прекрасная половина человечества из-за женской ревности. Все еще помнят, как промывали косточки «выскочке» — супруге первого президента СССР — Раисе Горбачевой. А тут Восток! Там, где традиции еще живы, где женщина должна знать свое место и не лезть вперед мужчины. Но это уже тенденция, и она характерна для всей Центральной Азии.
В соседнем Таджикистане двое из девяти детей пожизненного «основателя мира и национального единства» Эмомали Рахмона сделали головокружительные карьеры. Его вторая дочь Озада Рахмон — в прошлом замминистра иностранных дел, а ныне руководитель аппарата президента Таджикистана. Старший сын — 30-летний Рустам Эмомали — с 2017 года мэр Душанбе. Сын лидера Туркменистана — Сердар Бердымухамедов является заместителем министра иностранных дел. Его готовят в преемники.
Поэтому и появляются в соцсетях едкие комментарии, вроде «таниш билиш трейд медиа девелопмент!!!» («кум-сват трейд медиа девелопмент!!!»). «Ну а кому еще доверять-то ему? Только детям своим», «Недавнее прошлое ничему не учит…», «Лучше не „совать“ своих детей в политику. Добром это не кончится», «Девочка, не наступай на те же грабли, как ваша бывшая принцесса».
Но в целом чувствуется определенное равнодушие: «Все равно все решат без нас». Тут еще примешана и восточная покорность, и преклонение перед вышестоящим начальством, и готовность бежать по первому свистку, а потом сжимать фигу в кармане.
Для руководителя Узбекистана, так же как и для его коллег-соседей по региону, это также вынужденная мера. Восточную коварность еще никто не отменял. В тихом омуте не только черти водятся, но джинны, шайтаны, ифриты и прочая восточная нечисть. Все может быть и никому нельзя доверять на сто процентов. Солнца много, но места под ним мало. Поэтому надо держать ухо востро, поэтому надо делать ставку на близких родственников, которые станут надеждой и опорой, когда хватка ослабнет. А разве у нас не так?