На съезде «партии власти» «Нур Отан» выдвинули кандидата в президенты Казахстана. Им стал Касым-Жомарт Токаев, бывший спикер сената парламента, который вступил в должность президента в марте, после сложения полномочий Нурсултаном Назарбаевым, бессменно правившим страной без малого три десятилетия. Политологи называют Токаева «компромиссной фигурой», которой при жизни Назарбаева отведена роль «игрока второго плана», пишет «Азаттык» (Казахстан).
65-летний Касым-Жомарт Токаев за 35 дней пребывания в должности президента словами и делами продемонстрировал, что остается приверженцем политического курса «лидера нации» (этот статус закреплен за первым президентом Нурсултаном Назарбаевым), имя которого упоминает почти при каждых публичных выступлениях и встречах.
35 ДНЕЙ ТОКАЕВА-ПРЕЗИДЕНТА
Переименование столицы страны Астаны в Нур-Султан, инициатива увековечить имя Нурсултана Назарбаева и (единогласно поддержанное) предложение избрать старшую дочь своего предшественника Даригу Назарбаеву спикером сената парламента (второй в иерархии государственных должностей пост). Такими были первые шаги Токаева на посту президента, который он занял 20 марта сразу же после сложения Назарбаевым полномочий.
- 3 апреля Токаев совершил первый официальный визит в Москву в качестве президента, где встретился с российским лидером Владимиром Путиным. Токаев во время переговоров «передал привет» Путину от Назарбаева и пообещал продолжать политику Назарбаева, заявив, что видит своей задачей «обеспечение преемственности». Путин предложил Токаеву обсудить «возможность сооружения в Казахстане АЭС по российским технологиям» — это предложение вызвало неоднозначную реакцию в казахстанском обществе и активно критиковалось в социальных сетях.
- Тезис о «сохранении преемственности» как главной своей задаче Токаев повторил в Ташкенте, куда прибыл 14 апреля с визитом и провел переговоры с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзияевым.
- 4 апреля Токаев подписал поправки к республиканскому бюджету на 2019–2021 годы, включив в него расходы на канцелярию первого президента Нурсултана Назарбаева в размере одного миллиарда тенге. Нурсултан Назарбаев между тем объявил после отставки, что продолжает свою работу в качестве «лидера нации» и главы Совета безопасности. Он провел различные совещания с силовиками, побывал с поездками в регионах. На сайте президента Казахстана сообщения о деятельности Токаева публикуются параллельно с новостями о первом президенте Назарбаеве.
- 9 апреля Токаев подписал указ о назначении внеочередных выборов президента Казахстана на 9 июня, заявив о необходимости «снять любую неопределенность». О том, что следующие президентские выборы могут пройти без Назарбаева, который по Конституции может баллотироваться неограниченное количество раз, Токаев сказал в прошлом году. В интервью BBC тогдашний спикер казахстанского сената говорил, что не верит в то, что Назарбаев, которого Токаев назвал «очень мудрым» и «совершенно благоразумным человеком», пойдет еще раз на выборы.
- В ходе визита в Актау Мангистауской области 12 апреля Токаев раскритиковал билборды со своим изображением, заявив, что считает их «совершенно неуместными». «Я не нуждаюсь в такого рода пропаганде. К чему такая административная ретивость?» — сказал Токаев во время встречи с жителями.
- 22 апреля, накануне выдвижения своей кандидатуры на предстоящих выборах в президенты от имени правящей партии «Нур Отан», Токаев направил поздравительную телеграмму Владимиру Зеленскому «по случаю убедительной победы» на президентских выборах в Украине.
С приходом Токаева в Акорду ситуация с мирными собраниями не изменилась. Граждан страны и при новом президенте так же привлекают к административной ответственности не только за мирные акции протеста, но и за попытку их организовать, как это показали случаи в Нур-Султане и Алматы.
ФИГУРА, УСТРАИВАЮЩАЯ ВЕРХИ
Публичных заявлений о возможности своего участия в грядущих выборах Токаев за 35 дней своего президентства не делал. В том, что Токаев выдвинут кандидатом от «партии власти», эксперты не видят ничего неожиданного.
Политолог Толганай Умбеталиева, директор Центральноазиатского фонда развития демократии, считает Токаева «лояльной политической фигурой», не замешанной в крупных коррупционных скандалах.
— Токаев не самая лучшая кандидатура. Внутри власти, думаю, есть более интересные персоны. Но власти сейчас нужен кандидат, который в наибольшей степени будет защищать интересы Нурсултана Назарбаева. С этой точки зрения он, возможно, лучший. Но не с точки зрения решения стратегических вопросов, которые стоят перед страной, — говорит Толганай Умбеталиева.
Политолог Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», тоже называет кандидата от «Нур Отана» «компромиссной фигурой», устраивающей верхи. Токаев всегда ориентировался в своих действиях только на одного человека — Нурсултана Назарбаева, отмечает эксперт. Он полагает, что ожидать «оттепели» в случае избрания Токаева ждать не стоит.
— Приход к руководству страны нового человека в любом случае повлечет пусть небольшие, но какие-то изменения. Уже видно, что с приходом Токаева какие-то процессы идут, но я бы не сказал, что это «оттепель», — говорит Андрей Чеботарев. — Возможно, будет усилена профессионализация внешней политики и сделан больший акцент на отстаивание национальных интересов, прежде всего в сохранении многовекторности. Во внутренней политике пока трудно чего-то ожидать. По крайней мере, может, не будет каких-то жестких действий, потому что Токаев все-таки представитель категории «голубей» в политике, а не «ястребов».
Политолог и директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев говорит, что Токаев за последний месяц показал себя в большей степени как «инструмент в руках первого президента», в руках которого «сконцентрирована вся власть в стране»:
— Даже если Токаев будет президентом уже с пятилетним мандатом, пока первый президент будет живой и дееспособный, ситуация в стране кардинальным образом не поменяется. Вокруг Токаева будет создано кольцо безопасности в лице семьи первого президента, чтобы на всякий случай Токаева контролировать. Дарига Назарбаева, скорее всего, после выборов пост спикера сената за собой сохранит. И Токаев, если будет президентом, то будет окружен, с одной стороны, спикером сената, у которого тоже довольно серьезные полномочия — по Конституции именно сенат одобряет назначение на должность, например, генпрокурора или главы КНБ — и самим КНБ, где заместителем председателя является племянник первого президента Самат Абиш. Поэтому Токаев при живом президенте будет игроком второго плана.
БЭКГРАУНД ТОКАЕВА: ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА, «КИНДЕР-СЮРПРИЗЫ»
Касым-Жомарт Токаев — выходец из интеллигентной семьи, сын казахского писателя и участника Второй мировой войны Кемеля Токаева, выпускник Московского государственного института международных отношений. Карьеру Касым-Жомарт Токаев начал в структуре МИД СССР, в советском посольстве в Сингапуре. После провозглашения независимости Казахстаном он начал работать во внешнеполитическом ведомстве страны, а в 1994 году возглавил министерство иностранных дел. Пост главы МИД Токаев занимал дважды — с 1994 по 1999 год и с 2002 по 2007-й.
В 2007 году Токаев стал депутатом сената и возглавил палату парламента, в том же году он вступил в «Нур Отан». Председательствовал в сенате Токаев с перерывом: с 2011 по 2013 год он жил в Женеве, работал заместителем генерального секретаря ООН, возглавлял Европейское отделение ООН. Затем вернулся в Казахстан и вновь стал спикером верхней палаты.
В начале нулевых Токаев был премьер-министром страны. Многим он запомнился на этом посту заявлением о политических «киндер-сюрпризах», которое прозвучало из его уст после того, как молодые бизнесмены и высокопоставленные чиновники объединились, выступили за политические реформы и объявили о создании движения «Демократический выбор Казахстана». В ноябре 2001 года Токаев в эфире республиканских каналов обрушился с критикой в адрес тогдашних акима Павлодарской области Галымжана Жакиянова, вице-премьера Ораза Джандосова, бизнесмена Мухтара Аблязова, заявивших о «сворачивании демократии» в стране.
Активность на оппозиционном поле с тех пор значительно сократилась, оппозиция была вытеснена на периферию политической жизни. Международные правозащитные организации за последние два десятилетия не раз заявляли о недемократичном и репрессивном правлении в Казахстане, обращая внимание на подавление инакомыслия, преследование оппозиционных лидеров, активистов, журналистов.