Максат Мамытканов: Бюджет Кыргызстана теряет 5 млрд сомов ежегодно из-за контрабанды ГСМ

Автор -
821

Бюджет Кыргызстана теряет 5 млрд сомов ежегодно из-за контрабанды ГСМ. Об этом K-News сообщил экономист, юрист и экс-глава отдела по борьбе с коррупцией и должностными экономическими преступлениям ГКНБ КР Максат Мамытканов.

По его словам, во многих приграничных регионах, к примеру, вдоль трассы от Токмака до Бишкека можно увидеть продавцов бензина, торгующих топливом из канистр и даже обычных пластиковых бутылок. Разница в стоимости за литр бензина у уличного продавца и легально работающей заправки может достигать до 10 сомов.

«О происхождении этого дешевого низкокачественного бензина осведомлены не только рядовые граждане, но и правоохранительные органы, налоговики, пограничники и таможенники. Это бензин, который каждый день доставляется из соседнего Казахстана контрабандным путем. Министерство экономики КР официально отмечает, что доля теневого рынка ГСМ в 2018 году составило 25%. Выходит, каждый 4-й литр бензина и дизельного топливо продается незаконно – с него не отчисляются налоги и иные платы», – добавил Максат Мамытканов.

Экономист отмечает, что реальный оборот нелегального ГСМ значительно выше.

«В среднем по рынку, по данным Ассоциации нефтетрейдеров, при реализации нелегального топлива укрываются налоги в сумме 4 сома с каждого литра — это меньше половины суммы положенных платежей. Теневой оборот топлива в Кыргызстане превышает миллиард литров год. Таким образом, потери государственного бюджета каждый достигают 5 млрд сомов. Эта сумма имеет потенциал к росту, так как разница легального и контрабандного топлива в отдельные сезоны достигает 16 сомов за литр. Это происходит из-за того, что бензин часто завозят под видом химических веществ, которые не облагаются ни налогами, ни акцизами», – говорится в сообщении.

По мнению Максата Мамытканова, Кыргызстан может увеличить поступления в государственный бюджет на $70 млн в год и выше. Для привлечения этих денег в национальную экономику не нужно продавать природные ресурсы страны, брать кредиты или даже бороться за инвесторов. Требуется лишь наведение элементарного порядка на рынке сбыта ГСМ.

«Экономика Кыргызстана терпит невероятный ущерб каждый день. Несмотря на объявленную президентом борьбу с коррупцией, правоохранительные органы и другие службы, ответственных за контроль над ввозом топлива, демонстрируют удивительную пассивность в этом вопросе. Это не может не наталкивать на мысли о возможном сговоре контрабандистов и государственных служб, которые должны с ними бороться», – резюмирует эксперт.

Поделиться