Информационно-правовой портал Norma.uz опубликовал в полном формате Постановление Кабинета Министров «Об утверждении Положения о порядке оформления приглашения и предоставления многократных въездных виз в Республику Узбекистан для соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, а также их временной прописки органами внутренних дел» от 17 апреля 2019 года.
При детальном рассмотрении выявилась расистская подоплека данного документа, пишет бывший сотрудник МИД Узбекистана Алишер Таксанов.
Так, в Главе 1 указывается, что «соотечественники — категория лиц, к которой относятся выходцы из Узбекистана, выехавшие за рубеж и получившие гражданство иностранного государства или статус лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства, проживающие за рубежом, идентифицирующие себя как узбеки или каракалпаки в силу чувства духовной и культурной причастности к исторической Родине, или, исходя из этнической и языковой принадлежности, желающие поддерживать всестороннюю связь с Узбекистаном».
«Положение» четко указывает — узбеки и каракалпаки, представители титульных наций Узбекистана и Каракалпакстана. Но не другие нации и народности. (Не казахи, которых в Узбекистане насчитывается не менее миллиона человек, и не таджики, которых значительно больше — миллионы, и которые, между прочим, живут на своей исторической родине – ред.) Между тем, статья 8 Конституции определяет, что «народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан независимо от их национальности».
То есть почему соотечественников, которые раньше были гражданами Узбекистана и составной частью его многоэтнического народа, стали теперь делить по этническим группам?
Если исходить из «Положения», то соотечественниками не могут считаться таджики, корейцы, русские, татары, армяне, которые родились и прожили в Узбекистане и у которых сложилась цепочка поколений на территории этой страны.
Министерство иностранных дел Узбекистана, один из разработчиков «Положения», сознательно отсекло ту часть соотечественников, которые не вписываются в состав титульных наций, таким образом, опуская их на уровень второстепенных или ничтожных этнических групп. И это намек живущим ныне в стране гражданам, что и их могут подвергнуть сегрегации.
Данная установка в «Положении» противоречит статье 16 Конституции: «Ни один закон или иной нормативно-правовой акт не может противоречить нормам и принципам Конституции».
Второе: соотечественник должен иметь родственников на территории Узбекистана. Если их нет, то он не считается соотечественником. Ибо приехать по визе «Ватандош» («Соотечественник») человек может исключительно по приглашению родственника.
В «Положении» описывается, что «приглашающим лицом может быть гражданин Узбекистана, постоянно проживающий здесь и имеющий родственников — соотечественников, которые являются по отношению к нему супругами, родственниками по прямой линии в первой, второй и третьей степени родства, а также родственниками по боковой линии».
Это второй механизм, позволяющий производить отсев среди соотечественников. Это тоже политически мотивированный механизм, позволяющий не допускать в страну тех лиц, которые раньше были отмечены в оппозиционности по отношению к режиму Ислама Каримова.
Корпоративный сговор МИД, СНБ и МВД заключается не только в том, что ставятся барьеры для части соотечественников, но и в том, что они получают доступ к финансовым потокам, которые формируются за счет приглашения в Узбекистан.
Так, за оформление въездной визы внешнеполитическое ведомство взимает 300 долларов США, а временной прописки — 250 долларов, и срок действия — всего два года. И лишь за эти две бумажки, которые по сути дискредитируют идею широкого контакта с соотечественниками, приглашаемый должен выложить 550 долларов, не считая других затрат — перелета, проживания, питания и т.д.
Похоже, государственные структуры намерены сделать неплохой бизнес на этом «Положении», уже не беря в расчет то, что соотечественник, вдохновленный речами президента Шавката Мирзияева, намерен поддерживать его реформы своими знаниями, опытом, инвестициями и технологиями и т. д. Но не все соотечественники — банкиры и предприниматели, среди них есть ученые, врачи, художники и артисты, и для них это серьезная финансовая нагрузка. Посетить историческую родину становится роскошью — именно этого и желает президент Мирзиёев?
Третье. «Положение» требует для получения временной прописки предоставления от приглашающего и соотечественника исключительно оригиналов документов о родстве, а это может быть цепочка из пяти-десяти лиц, стоящих между ними. Может ли человек просить от других лиц предоставления им оригиналов свидетельств о рождении, брака и иных документов? Ведь не многие могут согласиться…
Четвертое. «Положение» требует соотечественника покинуть страну до истечения сроков действия визы и прописки, если у него нет законных оснований оставаться в Узбекистане. Что подразумевается под «законным основанием» и почему власти торопят соотечественника поскорее уехать, пояснений не дается. Но это тоже способ «давить» на строптивого человека, метод легитимно-оформленной репрессии. Подтверждение этому — депортация из аэропорта «Ташкент» соотечественника Насрулло Сайидова 21 апреля 2019 года, прибывшего днем ранее в Узбекистан с канадским паспортом. Если человеку, имеющему право на безвизовый въезд, ставят шлагбаум, то виза «Ватандош» определенно направлена на отсев соотечественников по политическим-мотивированным причинам.
Это то, что бросилось в глаза при первом же ознакомлении с документом. Но то, что в таком виде «Положение» будет работать во вред, а не на пользу стране, однозначно.