Представители высокой литературы давно презирают научную фантастику. Иэн Макьюэн (Ian McEwan), прославленный британский писатель, всячески старался дистанцироваться от своей последней книги об умном андроиде, от «научной фантастики», хотя эта идея является одной из самых расхожих в данном жанре.
Такой снобизм неуместен. Люди — это технологические животные. Научная фантастика исследует, как можно использовать эту силу, какие миры можно создать с ее помощью, и какие новые виды возвышенного отчуждения и чувства причастности к чему-то высшему могут возникнуть в результате.
Это литература идей, и, как заметил (в другом контексте) Джон Мейнард Кейнс (John Maynard Keynes), только это и управляет миром. Чтобы понять насколько прав Кейнс, посмотрим, как богатейший человек в мире собирается потратить свое состояние, пишет Economist.
Девятого мая Джефф Безос (Jeff Bezos) изложил свои мысли о будущем человечества. Основатель интернет-компании «Амазон» (Amazon) ежегодно продает акции на миллиард долларов для финансирования своей аэрокосмической компании «Блу Ориджин» (Blue Origin), которая хочет сократить расходы на космические полеты, отправлять туристов в космос и помочь снова отправить людей на Луну.
И это только первая часть грандиозного плана распространения человечества по всей Солнечной системе в искусственных средах обитания. Он не одинок.
Илон Маск (Elon Musk) основал компанию «СпейсИкс» (SpaceX) с целью создания автономной колонии на Марсе. Юрий Мильнер, российский магнат, пообещал выделить 100 миллионов долларов на то, чтобы отправить робота на Альфу Центавра, ближайшую к Солнцу звездную систему.
Джефф Безос не скрывает того, что оказало на него влияние. Он вырос на книгах Айзека Азимова (Isaac Asimov) и Роберта Хайнлайна (Robert Heinlein), писавших о мятежных лунных колониях, роботах, проявляющих умственные способности только в одной ограниченной области, и обществах, основанных на «психоистории», смеси экономики, истории и того, что теперь называется большими данными. Еще одним фаворитом был «Звездный путь», с его гуманным, либеральным и интернационалистским переосмыслением американского духа освоения неизведанного. Десятилетия спустя Безос на свои деньги пытается помочь создать такое будущее, отчасти как это делал Делос Дэвид Харриман (D D Harriman) в книге Хайнлайна «Человек, который продал Луну» («The Man Who Sold the Moon»).
Его влияние велико. В его честь назван конференц-зал в «ДипМайнд» (DeepMind), крупной компании, работающей в сфере ИИ. Когда в 2015 году руководитель компании «Фейсбук» (Facebook) Марк Цукерберг управлял книжным клубом, из 23 рекомендованных им книг было только два романа. Одним был «Игрок» (The Player of Games) Иэна М. Бэнкса. Другим — научно-фантастический роман китайского писателя-фантаста Лю Цысиня (Liu Cixin) «Задача трех тел» («The Three-Body Problem»). В честь разумных миров-звездолетов из цикла произведений Иэна М. Бэнкса «Культура» («Culture») Илон Маск назвал беспилотные баржи для возврата ракет компании «СпейсИкс». В 2018 году Джефф Безос объявил о планах экранизировать эти произведения, а также серию романов Ларри Нивена (Larry Niven) «Мир-Кольцо» («Ringworld») и киберпанк-роман «Лавина» («Snow Crash»), написанный Нилом Стивенсоном (Neal Stephenson), который в течение какого-то времени после основания компании «Блу Ориджин» был ее единственным сотрудником.
Во многих из любимых обитателями Кремниевой долины произведений рассказывается о грандиозном, в основном благополучном будущем. Конечно, технология способна менять людей, а также общества, которые они создают. Урсула Ле Гуин (Ursula Le Guin) размышляет о том, как могут выглядеть общества, когда благодаря достижениям генной инженерии, казалось бы, основные биологические категории, такие как пол, станут переменчивыми и будут поддаваться воздействию. Найдут над чем поразмышлять и те, кого больше волнуют связанные с технологиями опасности, чем их многообещающее будущее. Роман «1984» не нуждается в представлении. Генерального директора компании «СофтБанк» (Softbank) Масаеси Сона (Masayoshi Son) беспокоит «сингулярность», точка во времени, когда машинный интеллект будет в разы превосходить человеческий, а технический прогресс не будет поддаваться никаким попыткам контролировать его. Термин был популяризирован Вернором Винджем (Vernor Vinge), американским ученым-компьютерщиком и писателем-фантастом, и до сих пор является злободневной темой среди тех, кто работает в сфере высоких технологий. О постапокалиптических обществах пишет Маргарет Этвуд (Margaret Atwood), хотя она, как и Макьюэн, открещивается от ярлыка «научная фантастика». В романе Кима Стэнли Робинсона (Kim Stanley Robinson) «Нью-Йорк 2140» («New York 2140») действие происходит в этом городе после того, как его затопило в результате глобального потепления.
Одним из влиятельных сторонников менее наивного отношения к будущему является Уильям Гибсон (William Gibson). Он прославился тем, что отказался от распространенных в научной фантастике середины века штампов — изображения футуристического общества в романтическом свете. Его манера изображения мира «высоких технологий и трудной жизни», в котором хакерские банды ради денег крадут информацию, а богатые все больше отдаляются от общества, за счет которого они живут, была провидческой. Два его афоризма — «будущее уже здесь, оно просто неравномерно распределено» и «улица всему находит свое применение» — стали для футуристов общепризнанными истинами. Если вы хотите понять, как думают те, кто строит будущее, не обращайте внимания на снобов. Начните с научной фантастики.