Снижение государственных доходов Кыргызстана на фоне роста экономики. Как такое возможно?

По данным Нацстаткомитета рост экономики в первые четыре месяца этого года составил 5,7% по сравнению с данными за четыре первых месяца прошлого года. Данные озвучены Нацстаткомитетом 14 мая пресс-конференции.

Правда, без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор объем ВВП возрос на более скромную сумму в размере 1,6%. Тем не менее, на фоне углубляющего кризиса на всем пространстве ЕАЭС эти данные выглядят более-менее приемлемыми для скромной экономики нашей республики.

Учитывая недавние данные о снижении государственных доходов за первые два месяца по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Обратимся к данным за первый квартал 2019 года. В принципе, динамика осталась без изменения. Согласно данным об исполнении государственного бюджета, опубликованным на сайте Министерства финансов, государственные доходы повысились на 1,3 млрд сомов, но при этом налоговые доходы государства за январь-март 2019 года упали на 1,2 млрд сомов, причем большая часть падения связана с падение государственных доходов, собираемых Государственной Таможенной службой – на 848 млн сомов. Падение доходов, собираемых Государственной Налоговой службой, упали на 364 млн сомов. Согласитесь, достаточно странная тенденция падения государственных налоговых доходов на фоне роста ВВП?

Если сравнить данные за 1 квартал 2018 года и первый квартал 2019 года в разрезе статей, то увидим, что имеет место рост налоговых поступлений по большинству статей. Например, налог на прибыль вырос с 4,2 млрд сомов в 2018 году до 5,1 млрд сом в текущем году, по другим налогам ситуация аналогичная. Таким образом, налоговая нагрузка на бизнес возросла на 21%, при этом рост экономики всего лишь 1,6%. Значит, не зря бизнес жаловался на возросший прессинг со стороны налоговых и таможенных органов.

Зато налог на доходы золотодобывающих компаний снизился с 108 млн сомов в 1 квартале 2018 года до 75 млн сомов в 1 квартале этого года. По Кумтору ситуация вообще удивительная – налог на валовый доход Кумтора упал в два раза – с 1,516 млрд сомов в 2018 до 764 млн сомов в этом году. Выводы, думаю, читатель сможет сделать сам.

Также бросается в глаза падение государственных доходов по статье «Штрафы, пени, санкции, конфискации» с 236 млн сомов в 2018 году до 137 млн сомов в 2019 году. И это на фоне увеличения штрафов за нарушение дорожного движения, увеличения штрафов за несвоевременную сдачу отчетов в несколько раз и «непримиримую» борьбу с коррупцией?

Напомню, что общие государственные доходы все же увеличились. За счет чего? По всей видимости, за счет поступления гранта от правительства России в размере $30 млн. Во всяком случае, в отчете Минфина по строке «Трансферты от правительств иностранных государств» присутствует сумма в размере 2,6 млрд сомов.

В прессе в последнее время часто обсуждался вопрос о том, куда будут направленны эти средства? На строительство школ, больниц, дорог? Если мы сравним остатки на счетах Казначейства на конец февраля 2019 года — 9 млрд сомов и конец марта 2019 года – 9,2 млрд сомов, то увидим, что этих денег уже нет, другими словами, они пошли на покрытие текущих затрат бюджета. Для сравнения, на конец марта 2018 года на счетах Казначейства значилась сумма в размере 9,6 млрд сомов, при этом никакой поддержки бюджета в первые три месяца прошлого года со стороны правительств иностранных государств не было.

Следует отметить, что впервые в современной истории общие налоговые доходы государства падают, и причем, достаточно высокими темпами. Согласитесь, падение таможенных платежей за один год на 9% это не мало. И любому гражданину, и налогоплательщику не понятно за счет чего это происходит? Точнее, за счет кого? Потому что рядовой предприниматель стал платить больше, например, не так давно предприниматели «Дордоя» жаловались на 3-х кратное увеличение стоимости растаможки. Тогда куда ушли эти деньги?

Последние события показывают, что ГКНБ зачем-то устраивает встречи руководства ГРС с иностранными компаниями на частной территории. А кто будет заниматься национальной безопасностью? Сотрудники ГРС?

Опять же, судебная реформа… Громко провозгласили о том, что с этого года у нас работает видео и аудио фиксация во всех залах судебных заседаний. Но именно там, где происходят заседания по громким «коррупционным» делам, видеоаппаратура почему-то не работает. Ну если не работает – есть пятая власть, но и ее с камерами из зала удаляют. Если мы наконец-то поймали всех главных коррупционеров страны, то покажите суд над ними по главному каналу страны. Можно гарантировать КТРК высокий рейтинг показа, заодно, канал сможет заработать средства на рекламе. Опять же нагрузка на государственный бюджет снизится. Но, видимо, позор судебной системы никто не хочет открыто демонстрировать.

Президент в очередной раз призвал граждан не бояться и помочь ему в борьбе с коррупцией. Но вспомнив, как один таможенник пытался с ней бороться и оказался в СИЗО ГКНБ за строительство школы, думаю желающих будет мало.

Может напомнить господину президенту восточную мудрость, сколько ни говори «халва», во рту от этого сладко не станет. Может уже начнете бороться с коррупционерами, в первую очередь, среди своего окружения, и тогда народ не заставить вас ждать и тоже начнет помогать, а не «бояться» всего и вся, как это происходит сегодня. Но начать должны вы, это вы обещали бороться с коррупцией. У нас все еще есть надежда на вас!

В противном случае, пока что сидят у нас строители школ, энергетики, программисты и врачи…. А миллионеры проводят соревнования и радуются жизни…

P.S. Среди общественности идут упорные слухи, что деструктивные силы, не без помощи силовых структур, пытаются заработать всеми мыслимыми и нет способами. Участились случаи рейдерского захвата имущества. Искусственно создаются какие-то нарушения, душат бизнесменов, сажают невиновных. Вы этого хотите? К сожалению, у нашей республики не такой большой запас прочности и еще одну революцию нам не пережить.

Чолпон Исмаилова, независимый журналист

Поделиться