Куда Казахстан сбывает «лишний» бензин, или Как Кыргызстан остался с «носом»

О новых-старых компаниях на рынке платежных систем, про льготы для бизнеса, безработных, смешных зарплатах, массовых увольнениях чиновников и почему нам не видать дешевый казахский бензин, а также о других важных событиях, которыми нам запомнилась уходящая неделя.

В конце прошлой недели Национальный банк страны отозвал лицензию у скандально известного оператора платежных систем «Мобильник». Вслед за этим платежный сервис ОсОО «АсИсНур», засветившийся в публикация СМИ о «Мобильнике» поменял название на ОсОО «ПЭЙ 24».

«В связи с изменением местонахождения юридического лица и наименования ОсОО «АсИсНур» на ОсОО «ПЭЙ 24» 16 мая 2019 года переоформлены лицензии оператора платежной системы №2014260615 и платежной организации №3013260615», — сообщает регулятор.

Скорее всего в компании решились на подобный шаг, чтобы очистить свое имя и добиться доверия среди населения. Ассоциация с некогда успешным «Мобильником» явно мешала компании в достижение поставленных целей.

Бизнесу везде у нас дорога

Возможно в скором времени бизнесу в Кыргызстане работать станет более комфортно. Минэкономики предлагает снизить в 6 раз налог на прибыль

«В соответствии с предлагаемым законопроектом размер налога на прибыль составит 3% вместо 10%. При этом налог на дивиденды составит 0%. В результате общая сумма налогов, уплачиваемых в государственный бюджет станет в шесть раз ниже действующей налоговой нагрузки», — сказал заместитель министра экономики Дастан Кадыров.

В ведомстве уверены, что вносимые изменения откроют площадку для международной торговли и создадут условия для выхода местных предпринимателей на внешние рынки.

Чиновники регулярно говорят о созданных условиях, вот только статистика говорит о том, что работать кыргызстанцам по-прежнему негде. По данным статистического ведомства в республике в 2019 году создано 1 тысяча 700 новых рабочих мест. Похвально, правда Минфин говорит о том, что число безработных в республике возросло, за год на 29%.

«Численность официально зарегистрированных безработных на конец апреля 2019-го составила 81.2 тысячи человек и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 29%», — отмечают в ведомстве.

В итоге без дела по стране гуляют более 80 тысяч человек трудоспособного возраста. Вопрос, тогда для кого кыргызстанские компании создают рабочие места?

Цифры: «смешные» и печальные

Насмешила информация о росте заработной плате аж 4.4%. Итого средняя оплата труда по стране составила 15 тысяч 716 сомов. В реале же с декабря 2018 года средний оклад поднялся всего на 46 сомов.

Не радуют и показатели промышленного производства в стране, которое в 2019 году переживает спад на 5.9%.

«По итогам января — апреля этого года производство промышленной продукции в реальном выражении увеличилось на 16%, рост на 0.6%, в отличие от аналогичного периода 2018-го, за счет увеличения в обрабатывающей промышленности на 20.6% и добычи полезных ископаемых на 26.9%. В энергетическом секторе произошел спад на 4.2%. В промышленности без учета Кумтора — на 5.9%», — информирует финансовое ведомство.

Зато уровень освоения инвестиций в основной капитал в Кыргызстане увеличился на 3.7%. За январь — апрель 2019-го фактически освоено 27.9 млрд сомов инвестиций.

Отголоски скандала

На прошлой недели произошел крупный скандал связанный с компанией «КТ Мобайл». Выяснилось, что руководство и сотрудники компании регулярно получали высокие заработные платы и деньги на оплату долгов компании за неиспользованные частоты GSM от госкомпании «Кыргызтелеком» «дочкой» которого является. И это притом, что компания долгие годы не вела никакой деятельности. Позже стало известно, что руководитель компании имеют родственные связи с премьер-министром Мухаммедкалыем Абылгазиевым. Последний, лично подтвердил эту информацию.

После того как данная информация стала достоянием общественности, многие ждали отставки премьера, вместо этого полетели головы других высокопоставленных чиновников.

Так, должности из-за скандала с «КТ Мобайл» лишились председатель Госкомсвязи Бакыт Шаршембиев, руководитель аппарата правительства Шамиль Асымбеков, его заместитель Мурат Мукамбетов, руководитель секретариата национального форума «Открытое правительство» Иманкадыр Рысалиев (свояк Абылгазиева) и его сын Эрназар Рысалиев, ранее он был замдиректора в «КТ Мобайл».

Кроме того, в пятницу, 24 мая, в отставку якобы по состоянию здоровья ушел министр сельского хозяйства Нурбек Мурашев. Ранее чиновник получил от бизнес сообщества антипремию «Черная калоша» как худший из министров.

Но самым неожиданным стало заявление об уходе с поста министра экономики Олега Панкратова, 24 мая. О причинах такого решения не сообщается.

Предполагается, что эта не последняя отставка. В ближайшие дни свои посты также могут покинуть глава Минобразования Гульмира Кудайбердиева, и министр здравоохранения Космосбек Чолпонбаев.

Дешевый ГСМ из Казахстана

В Кыргызстане давно и много говорят о необходимости диверсифицировать рынок ГСМ. Сегодня основным, да и единственным поставщиком нефтепродуктов в Кыргызстан является Россия, с которой у республике заключено соглашение о беспошлинных поставках ГСМ.

Все бы хорошо, но российские поставщики являются монополистами рынка, вследствие чего цены на бензин в КР зависимы от перепадов стоимости в РФ. Решить проблему и создать в стране конкурентную среду мог бы бензин из соседнего Казахстана, где после модернизации трех НПЗ и увеличения мощностей скопился на складах профицит нефтепродуктов. Но, у Кыргызстана до сих пор нет подписанного соглашения с соседом, несмотря на то, что переговоры по этому вопросу ведутся с августа прошлого года.

По разным оценкам, стоимость ГСМ в РК в среднем на 10-15 сомов ниже, чем у нас. То есть если бы Казахстан поставлял без пошлин ГСМ нам, цена на бензин снизилась бы оценочно на 5-7 сомов за литр.

Сегодня депутаты пытаются выяснить, почему документ не подписан ведь он полностью отвечает интересам страны: нефтетрейдеры выступают за, да и простому люду выгоднее платить меньше. Пока в КР ищут виноватых, Казахстан достиг договоренностей о поставках «лишнего» бензина в третьи страны, не входящие в ЕАЭС. А мы остались с «носом».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться