На сайте американской аналитической компании Stratfor вышла статья «Как новый президент Казахстана определит роль своей страны в глобальной борьбе великих держав?», передает «Азаттык».
По мнению автора, передача власти от Назарбаева к Касым-Жомарту Токаеву, который «почти наверняка» получит пост президента, вряд ли будет трудным процессом. Однако замедление экономического роста и усугубление социально-экономических проблем станут серьезными вызовами для нового президента, которому будет всё сложнее балансировать между Россией и Китаем, говорится в статье.
В настоящее время перед Токаевым стоит главная задача – заменить влиятельного лидера, который долгое время руководил Казахстаном, определяя внутреннюю и внешнюю политику страны, чья экономика после провозглашения независимости быстро росла вместе с ВВП, пишет Stratfor.
«Токаев большую часть этого времени был рядом с Назарбаевым, находясь в его подчинении, поэтому находится в выгодном положении. Токаев был назначен на должность министра иностранных дел в 1994 году, затем занимал ключевые посты, в том числе был премьер-министром, председателем сената и директором отделения Организации Объединенных Наций в Женеве.
Его опыт, технократичность и лояльность к Назарбаеву, вероятно, были основными причинами, по которым бывший президент предпочел Токаева нескольким другим кандидатам, включая членов собственной семьи и влиятельных представителей служб безопасности Казахстана», – отмечает Stratfor.
По мнению автора, опыт Токаева и влиятельность Назарбаева могут обеспечить стабильность в Казахстане во время передачи президентской власти и баланс между ключевыми группами влияния, включая семью Назарбаева и представителей служб безопасности.
«Однако как только Назарбаев полностью отойдет от власти или умрет (ему 78 лет), Токаев может оказаться втянутым в борьбу» между различными группами в правительстве Казахстана, «особенно членами семьи Назарбаева», говорится в публикации. «Старшая дочь [Назарбаева] Дарига стала председателем сената вместо Токаева, и, в случае если Токаев не справится со своей ролью, она станет следующим кандидатом на пост президента», – говорится в статье.
По словам автора, протесты, связанные с низким уровнем зарплат и пособий, вынудили Назарбаева потребовать от подчиненных обеспечить роста ВВП на уровне пяти процентов, призвать к «очистке» банковского сектора и отправить правительство страны в отставку. Но эти меры, как говорится в статье, не решат основную проблему замедления экономики Казахстана, которая сильно зависит от экспорта сырья.
«Когда Токаев вступит в должность, на него будет возложена обязанность решить эти проблемы, и у него не будет политического капитала, которым часто пользовался Назарбаев, чтобы нейтрализовать протестные настроения. Если протесты усилятся и возрастет насилие… Россия и Китай могут предоставить финансовую помощь и помощь в поддержке безопасности и оказаться втянутыми в дела страны», – предполагает эксперт.
«Назарбаеву удавалось удерживать баланс на определенном уровне в интеграции как с Россией, так и с Китаем, сохраняя суверенитет Казахстана. Однако любая политическая нестабильность в стране может создать угрозу этому балансу. Обе державы заинтересованы в сохранении своего влияния и реализации своих региональных интересов, и нестабильный Казахстан может повлиять на мировые энергетические рынки или потенциально усугубить протесты, миграцию и трансграничную воинственность. Беспорядки также могут повлиять на тесные связи Москвы с Казахстаном в сфере безопасности и обороны или создать угрозу для китайских инвестиций и инфраструктурных проектов в стране. С ростом влияния Китая в регионе баланс сил станет более ненадежным, и Пекин будет считаться прямым противником Москвы», – резюмирует автор.
По словам эксперта Stratfor, Токаев пока намерен сохранить внешнеполитический курс Назарбаева, но борьба за власть между Россией и Китаем может подтолкнуть Токаева к расширению связей Казахстана с другими внешними субъектами, такими как Соединенные Штаты и Европейский союз. «Однако это также сопряжено с другими проблемами, и Казахстан будет ввергнут в конфронтацию великих держав», – считает автор.