Одним из наиболее перспективных направлений экспортных поставок казахстанского бензина является рынок Кыргызстана, которая сейчас зависит от импорта российского топлива. Об этом пишет Forbes.kz со ссылкой на обзор Международного ценового агентства Argus о перспективных рынков сбыта казахстанского бензина
Казахстан и Кыргызстан с августа прошлого года обсуждают соглашение, которое позволило бы экспортировать казахстанский бензин на кыргызский рынок. Торговые компании планировали с начала года отгружать в Кыргызстан 50—60 тыс. тонн в месяц Аи-92 без уплаты казахстанской экспортной пошлины.
Однако пока странам не удается согласовать детали соглашения, в том числе нерешенным остается вопрос возможного реэкспорта казахстанского топлива из КР.
По данным Argus, в прошлом году Кыргызстан увеличил импорт бензина с 437,3 до 500,9 тыс. тонн — в 2017 году. Часть ввозимого топлива, по словам участников рынка, поставлялась автоцистернами в соседний Таджикистан.
Согласно котировкам издания «Argus Рынок Каспия», к началу апреля средний уровень цен на Аи-92 в Кыргызстане вырос до $470—480 за тонну (cpt Луговая) с $425—460 за тонну — в начале января. Стоимость продукта увеличилась на фоне повышения цен российскими заводами, однако импортеры воздерживались от активных закупок топлива.
При этом в I квартале в Кыргызстан автоцистернами ежемесячно поставлялось около 10—15 тыс. тонн бензина из Казахстана, что сдерживало рост цен на местном рынке. Партии Аи-92 на казахстанско-кыргызской границе в середине марта оценивались в 30—32 сома за литр ($0,42—0,47).
Таджикские компании также воздерживались в январе — марте от активных закупок железнодорожных партий российского Аи-92, предпочитая использовать накопленные запасы, а также объемы продукта, поставляемые автоцистернами из Кыргызстана. Таджикистан импортировал в прошлом году 173 тыс. тонн бензина по сравнению с 176,5 тыс. тонн — в 2017.
Согласно котировкам издания «Argus Рынок Каспия», к началу апреля средний уровень цен на Аи-92 в Таджикистане вырос до $531—585 за тонну (cpt Бекабад) с $521—532 за тонну — в начале января. Пока неизвестно, будут ли поставки казахстанского бензина в Таджикистан облагаться экспортной пошлиной.
Казахстанские экспортеры также рассчитывают на поставки Аи-92 в Узбекистан. Однако узбекские компании импортируют минимальный объем продукта: в январе — феврале в страну было поставлено около 400 тонн бензина производства Пермского НПЗ. При этом производство бензина на узбекских НПЗ в 2018 выросло с 1,13 до 1,15 млн тонн.
Суммарный профицит бензина в Казахстане в текущем году может составить 233—600 тыс. тонн, по оценке трейдеров.
В начале года предполагалось, что заводы в Атырау, Чимкенте и Павлодаре выпустят в 2019 в общей сложности 3,88 млн тонн бензина Аи-92, соответствующего четвертому экологическому классу, тогда как спрос на него составит около 3,84 тыс. тонн. В январе — марте казахстанские НПЗ произвели 921,8 тыс. тонн бензина, на 12,6% больше, чем за первые три месяца 2018.
Запасы Аи-92 на нефтебазах Казахстана к концу марта снизились с 303,4 до 234,6 тыс. тонн — в начале января. При этом все крупные заводы сообщали о наличии избыточных запасов продукта в своих резервуарах, к началу марта эти объемы составляли примерно 100 тыс. тонн.
Чтобы избежать затоваривания хранилищ, Атырауский и Чимкентский заводы в I квартале останавливали работу установок каталитического крекинга, что приводило к снижению выпуска светлых нефтепродуктов.
Для улучшения экономики зарубежных поставок Аи-92 из Казахстана необходимо снизить ставку экспортной пошлины, которая сейчас составляет $168,88 за тонну, полагают трейдеры. В качестве одного из вариантов рассматривается введение плавающей ставки по аналогии с нефтяной пошлиной. Вероятно, коэффициент пошлины на экспорт бензина будет составлять 0,9 к нефтяной ставке. В апреле экспортная пошлина на нефть из Казахстана составляет $65 за тонну.