Сегодня, 20 июня, на заседании Жогорку Кенеша депутаты поддержали проект постановления «О выдвижении обвинения против экс-президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева для лишения его статуса».
Соответствующие документы направлены в Генеральную прокуратуру. За проект голоса отдали 100 депутатов, против выступили 5 парламентариев.
Специальная комиссия Жогорку Кенеша для дачи заключения по вопросу выдвижения обвинения против экс-президента Алмазбека Атамбаева для лишения его статуса выдвинула такие обвинения как причастность к коррупционным деяниям при реконструкции ТЭЦ Бишкека, незаконному освобождению вора в законе Азиза Батукаева, коррупции в сфере закупки угля на ТЭЦ Бишкека, незаконной трансформации и приобретению земельных участков в селе Кой-Таш и ОАО «ТНК Дастан».
В состав спецкомиссии вошли депутаты Омурбек Бакиров, Евгения Строкова, Кожобек Рыспаев, Максатбек Эгембедиев, Нурлан Мамытов, Бактыбек Райымкулов, Жыргалбек Турускулов, Канат Исаев, Алмазбек Токторов, Алтынбек Жунус уулу, Бактыбек Турусбеков, Каныбек Иманалиев. Срок работы комиссии — 7 дней.
СДПК считает, что спецкомиссия не имеет юридическую силу.
Жогорку Кенеш нарушает Конституцию и законы Кыргызской Республики с принятием постановления о создании специальной комиссии с целью лишения статуса экс-президента страны Алмазбека Атамбаева. Об этом заявляет Социал-демократическая партия Кыргызстана.
В заявлении говорится:
1.Нарушена статья 28 Конституции, согласно которой закон, устанавливающий или отягчающий ответственность лица, обратной силы не имеет.
Атамбаев А.Ш. приобрел статус экс-президента 24 ноября 2017 года в период действия Закона КР «О гарантиях деятельности Президента КР», согласно которой не было предусмотрено привлечение экс-президента к ответственности.
Парламент 4 апреля 2019 года принял поправки к вышеуказанному закону, где устанавливается ответственность экс-президента, т.е. его можно привлечь к ответственности после лишения статуса экс-президента. Эти поправки вступили в силу 27 мая 2019 года. Следовательно, данные поправки должны действовать на будущий период, а не действовать на прошедшее время, согласно статьи 28 Конституции.
- Порядок и процедуры осуществления полномочий Жогорку Кенешем определяется Законом КР «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики». В данномРегламенте отсутствует порядок и процедуры осуществления полномочий Жогорку Кенешем по лишению статуса экс-президента.
Согласно Закона КР «О гарантиях деятельности Президента КР и статусе экс-президента КР» Жогорку Кенеш имеет полномочие на лишение статуса экс-президента. Однако, порядок и процедурыосуществления этого полномочия Жогорку Кенеш должны быть установлены в Законе КР «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».
Депутаты применяют к экс-президенту процедуру отрешения от должности Президента КР. Однако, не было принято соответствующего нормативного акта Жогорку Кенеша о применении этой процедуры в отношении к экс-президенту.
- Согласно Законом КР «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики». Представление о выдвижении обвинения должно содержать конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту, а также обоснование его причастности к этому преступлению. Подписавший представление депутат не имеет права отозвать свою подпись.
Однако, до сих пор неизвестно, какие депутаты подписали это представление о выдвижении обвинения, и какие конкретные указания на признаки преступления имеются в представлении депутатов.
- Согласно статьи 28 Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» нормативные правовые акты включаются в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики в течение 7 рабочих дней со дня официального опубликования. Нормативный правовой акт, не включенный в Государственный реестр нормативных правовых актов, не имеет юридической силы.
В этой связи постановление Жогорку Кенеша о создании специальной комиссии не имеет юридической силы, поскольку он не включен в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
- Согласно статьи 33 Закона КР «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» при наличии конфликта интересов депутат до избрания состава комиссии обязан заявить самоотвод. Если в ходе работы комиссии у депутата возникнет конфликт интересов, он обязан подать председателю комиссии заявление о выходе из ее состава.
Однако, в состав комиссии вошли депутаты, которые имеют явные признаки конфликта интересов в отношениях с экс-президентом Атамбаевым А.Ш. Это депутаты — Мамытов Т.Т., Исаев К.К., Иманалиев К., Рыспаев К.Ж».