Теневой оборот ГСМ в Кыргызстане. Кому это выгодно?

Автор -
745

На этой неделе общественность Кыргызстана была больше под впечатлением от политических событий и раскрутки темы вокруг бывшего экс президента Алмазбека Атамбаева и совершенных им якобы преступлений. Сложно с такими темами конкурировать, но мы все-таки постарались собрать самые яркие новости экономики уходящей недели.

Экономика в тени

Ненаблюдаемая экономика в Кыргызстане – тема актуальная. Хотя бы по той причине, что до сих пор никто не смог обозначить ее более-менее четкие границы. Оценки, проводимые статистическим ведомством, международными финансовыми институтами и независимыми экспертами сильно разнятся, колеблясь в пределах от 20% до 60% к ВВП.

Подсчитать, какая же все-таки часть экономики находится в «тени» решила компания SIAR Research & Consulting. Предварительные результаты первого независимого исследования объемов ненаблюдаемой экономики Кыргызстана показали, что уровень «тени» составляет по самым скромным оценкам 29.8% от ВВП республики.

«Эта цифра – всего лишь нижний порог. В реальности объем неформальной экономики может быть значительно выше, поскольку полученный показатель основывается на опросе только зарегистрированных компаний с формой собственности общества с ограниченной ответственностью (ОсОО)», – утверждают исследователи.

Цифра названа, что уже хорошо. Но понимания, честно говоря так и нет. Опять же размытые фразы, «предварительно», «нижний порог», и «может быть и больше» и т.д.

Точными данными по этому вопросу в нашей стране, кажется, владеет только премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев. Премьер выступая в феврале текущего года на конференции «Кыргызстан: национальный диалог по региональному развитию», заявил, что ежегодно в казну недопоступает около 40 млрд сомов налогов.

О бюджете

Где у нас все четко и понятно так — это бюджет. По итогам января — апреля 2019 года общие доходы государственной казны составили 47 млрд 481.5 млн сомов. Основу бюджета составляют поступления от налоговой и таможенной служб.

Так, налоговые органы за 5 месяцев 2019 года обеспечили поступление в бюджет республики косвенных налогов на 9 млрд 166.1 млн сомов.

«По фактам нарушений налогового законодательства субъектами предпринимательства, занимающихся импортом различных категорий товаров из стран-участников ЕАЭС на территорию КР, в бюджет дополнительно доначислено 139.2 млн сомов налогов», – в ходе пресс-тура сообщил заместитель председателя ГНС Асылбек Эрмеков.

Если сравнивать текущие данные по поступлениям в бюджет с доходами аналогичного периода прошлого года, то можно отметить их снижение. Отметим, что такого не случалось с 2011 года. Доходность государственного бюджета до сих пор только росла, даже в периоды, когда падал ВВП республики.

Корень зла кроется в том, что налоговики не смогли выполнить план по налогу с продаж, по НДС на импорт товаров из третьих стран и стран Евразийского экономического союза. Кроме того, сократились поступления от уплаты валового дохода Кумтора, транспортного и акцизного налогов.

Бюджет и так недобирает, а тут еще и инициатива Минэкономики по снижению отчислений в Социальный фонд для работников швейной отрасли. Если говорить точнее, то хотят уравнять условия для физических и юридических лиц.

Сегодня юрлица, занятые в швейной отрасли, уплачивают 27.25% от размера фактического фонда оплаты труда, в то время, когда физлица платят в разы меньше и имеют возможность работать по патенту, который в среднем стоит 1.2 тысячи сомов в месяц.

Инициированный законопроект предлагает снижение этой ставки для юридических лиц на пять лет до 2023 года: «Ставки тарифа страхового взноса для фабрик, занятых производственной деятельностью в текстильной и швейной отраслях, — в размере 12% от 40% среднемесячной заработной платы с численностью наемных работников 50 человек и более».

Цели самые что ни на есть благородные — повысить конкурентоспособность отечественных швейных предприятий, укрупнить фабрики. Но, а как же бюджет, который и так от месяца к месяцу борется с дефицитом. Только для перекрытия недостачи за 4 месяца этого года Минфин выпустил ценных бумаг на 6.6 млрд сомов.

Но заместитель министра экономики Дастан Кадыров успокаивает. По его словам, бюджет от введенных мер не пострадает, а напротив получит больше за счет выхода из тени нелегализованных работников сферы.

«Сегодня, по нашим подсчетам, в отрасли трудятся 100-150 тысяч человек, часть из них работает нелегально. Если в связи со снижением ставок они выйдут из тени, мы ожидаем увеличения поступлений по налогам и отчислениям», – сказал он.

Госкомпании на аутсорсинг

В сложившейся ситуации бюджету очень бы пригодилась прибыль госкомпаний, акционерных обществ с госдолей. Но вот незадача, большинство госпредприятий либо с низкой рентабельностью, либо вовсе убыточны.

В пятницу, правительство заслушало отчет о результатах деятельности. И выяснилось, что из 879 госкомпаний, функционируют только 99. Их доходы по итогам 2018 года составили 951.4 млн сомов. Прибыль на 27 млн сомов увеличилась, но этого все равно недостаточно.

«К сожалению, на сегодня ситуация с управлением государственной собственностью не отвечает интересам экономики страны. Из 106 государственных предприятий 51 остается нерентабельным. Из 52 акционерных обществ 22 не приносят прибыли», – сказал Мухаммедкалый Абылгазиев.

Решение премьер-министр видит в передаче госпредприятий на аутсорсинг. По его мнению, только так можно добиться того, чтобы убыточные компании начали получать прибыль.

Одним из шагов в этом направлении стало создание «Национальной управляющей компании».

Бензин из Казахстана

Тема ГСМ в Кыргызстане не утихает уже несколько месяцев. Если раньше подписание соглашение о беспошлинных поставках казахстанского бензина в республику было делом двух министерств, то сегодня за ходом переговоров следят рядовые кыргызстанцы.

Подогревает интерес к теме и постоянные сообщения в СМИ о задержаниях нелегальных партий бензина из Казахстана. По оценочным данным недопоступления налогов от теневого оборота ГСМ составляет 2.5 млрд сомов.

Решить проблему контрафактного бензина помогло бы соглашение с РК, но правительство никак не может договориться с Казахстаном о беспошлинном импорте бензина. Хотя, как обещал на заседании комитета по экономической и фискальной политике вице-премьер-министр Замирбек Аскаров, документ должны были подписать уже на этой неделе.

«Ожидаем, что на этой неделе соглашение будет подписано. Мы ведем переговоры о том, чтобы только по железной дороге возить», – отметил он.

Члены рабочей группы, ведущей переговоры с казахами, должны были вернуться из Нур-Султана с окончательным решением еще во вторник. Однако, судя по тому, что правительство на этот счет все еще скромно отмалчивается, желаемого результата достичь не удалось.

Или, может быть, чиновники не очень старались добиться успеха, поскольку процветающая в Кыргызстане торговля контрабандным бензином, явно приносит кому-то из властьдержащих хорошие барыши.

Поделиться