Рукмини Каллимачи, корреспондент известного американского издания The New York Times опубликовала 34 твитта о результатах многомесячнего расследования террористической атаки 29 июля 2018 года в Дангаринском районе на юге Таджикистана и некоторых подробностях ее 4-часового интервью с лидером террористов Хусейном Абдусамадовым (Нахудовым), приговоренным в Таджикистане к пожизненному заключению.
Главный итог расследования The New York Times это то, что за убийством 4 западных туристов в Дангаре стоит ИГИЛ, а не таджикская оппозиционная Партия исламского возрождения (ПИВТ), которую обвиняли власти Таджикистана.
Перевод твиттов Рукмини Каллимачи можете прочесть здесь:
1. Спасибо всем, что присоединились к моей прямой публикации итогов нашего расследования о гибели Джей Остин и Лорен Джеоджеган, двое из четырех туристов, убитых в июле прошлого года в Таджикистане людьми, присягнувшими на верность ИГИЛ.
2. Вначале хочу сказать несколько слов об этой прекрасной паре. Они бросили свою работу с высокой зарплатой в Вашингтоне, чтобы на велосипеде объездить мир. Но через год с небольшим их путешествие закончилось в Таджикистане убийством обоих.
3. Джей и Лорен сперва были сбиты машиной, а потом их убили ножами. Вначале их родным сообщили, что они погибли в ДТП, Но вскоре ИГИЛ взял на себя ответственность за эту атаку. Это было первой операцией этой группы в Таджикистане.
4. Взяв ответственность на себя, ИГИЛ вдобавок опубликовал виде с 5 мужчинами, которые, как утверждали, совершили убийство туристов. Я 5 лет изучала ИГИЛ и ни разу не видела, чтобы эта группа опубликовала видео нападавших, к которым ИГИЛ не был бы причастен.
5. Хотя официальные власти говорили мне и Синдели, что эта операция была «инспирирована» ИГИЛ, то есть преступники получали сведения об этой террористической группе из Интернета и не имели практических связей с ней. Мы в Таджикистане решили найти место, где было записано это видео.
6. Мой таджикский коллега Абдумуъмин Шерхонов на видео узнал изображение голубого водоема и сообщил, что это известное в Таджикистане место: Нурекский водоем, до недавнего времени единственный водоем республики. Он часами ходил по этим горам, пока не нашел это место и не повел меня туда.
7. Когда я ездила в Таджикистан для этого репортажа, была беременна на 4,5-м месяце и мне трудно было ходить и дышать по этим горам. Мое коллеги потом любезно вырезали все сцены, где я ходила с трудной одышкой. Но найти это место было чрезвычайно важно.
8. Найти это место значило, что мы удостоверились в то, что видео было записано в Таджикистане. На самом деле, убийцы специально выбрали место, чтобы подчеркивать таджикское происхождение видео. Это похоже на то, что если человек снимает видео у статуи Свободы, все поймут, что видео записано в Нью-Йорке.
9. После атаки власти Таджикистана задержали одного – Хусейна Абдусамадова, а четверо других нападавших, как было заявлено, убиты при оказании сопротивления. Они опубликовали и фотографии тел убитых. Сидя в Нью-Йорке разве мы могли удостовериться в то, что эти тела на самом деле те, кто присягает на видео?
10. Синдели, Тадаши и я поехали в город Нурек, расположенный у того водоема, записанного на видео и нашли тетю двух из предполагаемых нападавших. Она узнала своих племянников и на видео, и на фотографиях тел, опубликованных правительством Таджикистана.
11. Теперь мы знали что: а) видео присяги на самом деле записано в Таджикистане; б) записанные на видео на самом деле таджики, которых знают и записанные на видео мужчины являются теми, кого преследовала полиция и они задержаны или убиты силами безопасности. Это было первым шагом.
12. Но то, что прояснил для меня это дело, была встреча с одним из ведущих следователей. Он для меня открыл коробку с вещдоками и пояснил, что единственный человек, которого взяли живым, то есть Хусейн Абдусамадов и был главарем группы. Он вытащил и телефон Абдусамадова.
13. Запись видео в той горной местности организовал Хусейн и перед атакой отправил в ИГИЛ, Но еже важнее то, что он записал на видео и то, как убивали туристов именно в момент, когда совершались убийства. Это очень жуткое для просмотра видео и мы опубликовали только одну из его частей.
14. Это было одним аз самых трудных наших редакционных решений. Мы решили опубликовать одну часть видео, потому что оно доказывает, что убийцы именно те, кто присутствовал на видео присяги. Хусейн попытался отправить это видео ИГИЛ, но не смог, потому что слабо работал Интернет.
15. Следователь показал мне также переписку через аппликациюThreema в телефоне Хусейна. Threema это аппликация, которая в последнее время использовалась членами ИГИЛ. Я увидела его переписку с одним из людей из ИГИЛ, где они обсуждали как отправить видео убийства и повторно возвращались к дискуссии о том, в каком формате записать и сохранить.
16. Следователь также показал запись камер видеонаблюдения, как и Хусейн перед атакой получает деньги от отправителя из России. Мы знаем, что все эти пятеро одно время были трудовыми мигрантами в России. Они использовали часть этих денег на покупку топора и ножей в этом магазине:
17. Хозяин этой лавки ножей в фотографии, которую мы показали, узнал Хусейна и рассказал, что Хусейн попросил у него очень острый нож и сам решил проверить его острие, да так, что порезался и из его руки потекли капли крови.
18. Но знаете, что самая важное доказательство в этой части? Власти нам рассказали, что Хусейн ездил в Сирию, где примкнул к ИГИЛ, Это было через несколько месяцев после того, как правительство утверждал, что атаку совершил не ИГИЛ, а оппозиционная ПИВТ.
19. Я решила сделать интервью с Хусейном, чтобы понять его роль внутри этой террористической группы.
20. Мы подали официальный запрос для интервью с Хусейном в ноябре. Нам сказали, что это возможно только после окончания его судебного процесса. Я подумала, что нам ничего не светит и вернулась в Нью-Йорк. Но неожиданно для меня, власти в декабре, сразу после вынесения приговора связались с нами и сообщили, что мы можем его увидеть.
21. Но согласится ли он на интервью? Власти не разрешили нам остаться с ним наедине, сказали, что в течении интервью он будет сидеть со связанными руками и два охранника будут стоять рядом, положив руки на его плечи. Нам нужно было вести переговоры, чтобы он сидел поближе ко мне во время беседы.
22. Хусейн Абдусамадов мне сказал, что он не сожалеет о том, что сделал. Сказал, что если бы ему выпал еще одна возможность, то снова убил бы Джей и Лорен. Сказал, что он совершил это по приказу «Исламского государства». Я спросила у него, если бы у него была возможность, меня бы тоже убила? Он сказал, что да, убил бы. Он также рассказал то своем путешествии в ИГИЛ.
23. Он рассказал, что в экстремистский Ислам его напутствовал некто по имени Кори Носир, клерик, с которым он познакомился в середине 90-х. Кори Носира считают членом ПИВТ и это и есть причина, почему правительство Таджикистана обвиняет в атаке на туристов ПИВТ.
24. Но быть членом ПИВТ в 90-е ничего не значит, если человек примкнул к ИГИЛ, (Это как то, что Усама Бен Ладен перед тем как создал Ал-Каиду состоял в разных саудовских группах.) Хусейн рассказал, что в Сирию поехал вместе с Кори Носиром.
25. Мне удалось проверить утверждения Хусейна о членстве Кори Носира в ИГИЛ через встречи с членами семьи Кори Носира в Таджикистане. Я встретилась с его первой женой, которая сообщила, что уже несколько лет он не подавал от себя никаких вестей, но представители властей приходили к ней и сообщили, что Кори Носир убит в Сирии.
26. Я узнала, что у Кори Носир была и вторая жена, которая уехала с ним в Сирию. Я встретилась с братом этой женщины. Он сказал, что представители властей звонили ему и сообщили о том, что его сестра была задержана иракскими силами в Мосуле во время очистки этого города от боевиков ИГИЛ.
27. Для подтверждения этой информации, я поехала в Ирак, но не смогла найти ее в иракских тюрьмах. Я попросила помощи у Абу Али Ал-Басри, руководителя одного из разведорганов Ирака. Он выделил для меня одну из своих сотрудниц. Она использовала одну из фотографий супруги Кори Носира для ее поисков.
28. Она использовав технику сопоставления фотографий, смогла найти супругу Кори Носир среди других иностранных женщин, членов ИГИЛ, арестованных в Ираке..
29. Использовав эту технику, сотрудница иракских спецслужб подтвердила, что женщина, которая находится в одной из иракских тюрем, и есть супруга Кори Носира. Она пошла и побеседовала с ней в тюрьме. Супругу Кори Носира подтвердила, что она вместе с мужем приехали в Сирию, а затем в Ирак, чтобы присоединиться к ИГИЛ, Информация, которую сообщил Хусейн, оказалась правдой.
30. Я потратилa 4 часа на интервью с Хусейном. Он подтвердил, что один раз был в Сирии и получил военную тренировку перед тем, как воевать за ИГИЛ на фронтах, в том числе в битве за Тал Афар. Он сообщил, что участвовал также в привлечении русскоязычных новобранцев через Интернет.
31. Хусейн подтвердил, что он являлся важным членом отдела зарубежных операций ИГИЛ, это тот отдел, который совершал атаки в Париже и Брюсселе. В 2018 году, когда ИГИЛ терял территории, Хусейн направлен для совершения атаки в Бельгии против Европарламента.
32. Но, как сказал он, в Турции не смог собрать необходимые документы, чтобы поехать в Европу. Видимо, Евросоюз к этому времени уже закрыл лазейки в своей системе безопасности, через которые члены ИГИЛ после возвращения из Сирии, просачивались в Европу. Поэтому Хусейн получил приказ вернуться в Таджикистан.
33. Ему приказано нападать на «неверных». Они устроили засаду на трассе в горный Памир, популярной среди западный туристов – велосипедистов. Следствие показало, что навигаторы телефонов велосипедистов с навигатором Хусейна первый раз пересекались уже утром в день атаки.
34. Эти переписки в телефоне Хусейна показывают, что он пытался отправить видео убийств человеку из ИГИЛ по имени «Нухас». Он рассказал мне, что первый раз связался с Нухасом в Телеграме через Кори Носира. Когда Хусейна отправили в Таджикистан для совершения атаки, Нухас еще находился в Сирии.