Чинить барьеры бизнесу? Можем, умеем, практикуем

Автор -
446

О дорогах, $6 млрд, о защите интересов бизнеса, недоимках налогов и поставках казахского бензина именно этим нам запомнилась уходящая неделя.

Кыргызстан и Россия приступили к реализации соглашений на $6 млрд, которые подписаны в марте, вовремя госвизита Владимира Путина в республику.

Несмотря на круглую сумму подписанного пакета документов, тогда эксперты достаточно скептически отнеслись к щедрости РФ. Говорили о том, что большая часть достигнутых договоренностей – это лишь намерения, которые могут так никогда и не быть выполненными. Но, не прошло и трех месяцев, как Минэконом, отчитываясь на заседании перед премьер-министром Мухаммедкалыем Абылгазиев, заявил: «Торговые контракты уже реализуются частным сектором в рамках достигнутых экспортных договоренностей. Соответствующие государственные органы формируют детальные дорожные карты по реализации инвестиционных соглашений».

Как уточнили в ведомстве, из подписанных между КР и РФ соглашений — $620 млн в области торговли.

Скандальная дорога

За реконструкцией автотрассы Балыкчы – Корумду окончательно закрепился статус еще одного долгостроя. В марте этого года стало известно, что 23 километра автодороги нуждается в капитальном ремонте, также на 12 километрах надо уложить второй слой асфальта. Для этого необходимо 2.1 млрд сомов, но, как выяснилось на днях, у правительства нет средств на окончание работ.

Кабинет министров отказался выделить Минтрансу даже один миллиард сомов на строительные работы. На заседании ЖК замминистра финансов Улукбек Кармышаков заявил, что деньги перечислят только, если появится дополнительный источник финансирования. Но откуда ему взяться, если недавно стало известно, что доходы казны сильно упали?

Если проблемы со сборами в бюджет не будут решены в ближайшее время, то может статься, что у правительства возникнут трудности с выполнением своих обязательств перед населением. Тут уж не до улучшения дорожной инфраструктуры.

Напомним, реконструкция дороги Балыкчи – Корумду началась в 2016 году по инициативе премьер-министра Темира Сариева. Общая протяженность трассы составляет 104 километра. Проект строительства дороги был оценен в 6.8 миллиарда сомов. Отличительной его особенностью должно было стать полное финансирование из бюджета. Вокруг выбора подрядчика разгорелся скандал, из-за которого лишились постов министр транспорта и дорог Замирбек Айдаров и сам глава кабмина Темир Сариев.

Понятно, что, когда речь идет о дополнительных источниках финансирования, говорят не о новых статьях дохода бюджета, а о грантах либо кредитах. Так, на встрече с послом представительства Европейского союза в Кыргызстане Эдуардом Ауэром министр транспорта и дорог Жанат Бейшенов попросил оказать содействие в выделении ЕБРР гранта на строительство и реконструкцию автодорог вокруг озера Иссык-Куль.

Ауэр пообещал подумать. В Минтрансе отметили, что сегодня банк рассматривает возможность выделения средств.

Еще один орган защиты бизнеса

В понедельник под председательством президента Сооронбая Жээнбекова прошло первое заседание Комитета по развитию промышленности и предпринимательства. Эта структура появилась по инициативе главы государства.

Зачем она нужна? Предполагается, что комитет будет разрабатывать на основе анализа рекомендации по формированию благоприятной бизнес-среды, обеспечивать вовлеченность предпринимателей в формирование политики в сфере экономики, создавать комфортный деловой климат для отечественных и иностранных промышленников, изменять структуру экономики соответственно новым вызовам.

Кроме того, провозглашена еще одна цель — точно определить барьеры, мешающие бизнесу, и с участием государственных органов оказать влияние на устранение данных препятствий.

«Думаю, деятельность комитета повысит доверие бизнеса к государству и даст реальный толчок развитию», – так оптимистично о потенциальных достижениях к омитета высказался Сооронбай Жээнбеков.

Что ж, барьеры для бизнеса – это, пожалуй, самая стабильная вещь в нашей стране. Время над ними не властно: силовики и фискалы традиционно прессуют бизнес, агросектору не хватает земель, переработчикам — качественного сырья, все вместе страдают от нехватки «длинных» денег и невозможности запустить крупномасштабное производство.

И все эти трудности для предпринимателей создают, преимущественно, те самые госорганы, с которыми Жээнбеков собрался «оказывать влияние на устранение препятствий». Весьма иронично.

К слову, представителей налоговых структур на заседании комитета не было. Удивительно, если учесть, что именно на беспредел со стороны налоговиков чаще всего жалуются бизнесмены. Странно, правда? Такой подход к организации работы комитета наводит на мысль, что новая структура, созданная президентом в помощь бизнесу, будет работать лишь формально.

Пока налоговики занимаются чем угодно, но только не своей работой, налоговая задолженность предпринимателей перед государством остается по-прежнему огромной. По данным ГНС, только один Бишкекский машиностроительный завод должен казне в пересчете на инвалюту $1.3 млн. Общая же задолженность бизнеса по налогам на 1 июня 2019 года оценили в $9.1 млн, или 635.3 млн сомов.

Казахский бензин, уже скоро

Казахстан и Кыргызстан, наконец-то, подписали протокол об импорте бензина. Об этом на заседании парламентского комитета по экономической и фискальной политике сообщил вице-премьер-министр КР Жениш Разаков.

По его словам, премьер-министр поручил завершить длящиеся второй год переговоры с Казахстаном по импорту бензина. Рабочая группа проработала все спорные моменты.

«Есть информация, что протокол о беспошлинной поставке бензина подписан. В ближайшее время будет подписано и соглашение», – в очередной раз пообещал вице-премьер.

Напомним, в начале июня первый заместитель министра энергетики Казахстана Махамбет Досмухамбетов заявил журналистам, что республика может осуществить первую поставку ГСМ в Кыргызстан в июле.

Тем временем, в республику продолжается ввоз так называемого «неучтенного» ГСМ. Эксперты считают, что незаконный ввоз топлива может достигать 40% от общего объема рынка. Чиновники говорят, что цифры завышены, хотя только по данным Пограничной службы, с января по май 2019-го пресечено 39 фактов незаконного перемещения ГСМ через кыргызско-казахскую границу на 15 млн 158 тысяч 475 сомов.

«Мы признаем, что незаконный ввоз есть. Но считаем, что нефтетрейдеры дают неверную информацию. Может быть, незаконный ввоз ГСМ составляет до 15 процентов, максимум 20%», — заявил на заседании парламентского комитета по экономической и фискальной политике Жениш Разаков.

В борьбе с «неучтенкой» правительство придумывает все новые и новые креативные решения. Например, сейчас прорабатываются нормативно-правовые акты по запрету ввоза ГСМ в Кыргызстан автомобильным транспортом. То бишь, чиновники намерены ограничить въезд бензовозам.

Между тем, по закону из Казахстана можно въехать в Кыргызстан с полным баком топлива и двадцатилитровой канистрой. Установку дополнительных баков тоже никто не отменял. Этой возможность вовсю пользуются контрабандисты. Они по нескольку раз в сутки, чаще ночью, проходят границу и провозят бензин из соседней республики.

Поделиться